Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об основах административных процедур"

Дата: 27 января 2017 в 10:41

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ</font></font>

<font size="3">28 октября 2008 г. № 433-З</font>

<font size="3">Об основах административных процедур</font>

<font size="3">Принят Палатой представителей 2 октября 2008 года
Одобрен Советом Республики 9 октября 2008 года</font>

<font size="3">Изменения и дополнения:</font>

<font size="3">Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 412-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.07.2012, 2/1964)</font>

<font size="3">РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
</font>

<font size="3">ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
</font>

<font size="3">Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения</font>

<font size="3">1. Административная процедура - действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее - выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.</font>

<font size="3">2. Уполномоченный орган - государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры.</font>

<font size="3">3. Заинтересованное лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в том числе индивидуальный предприниматель (если не определено иное, далее - гражданин), или юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация (далее - юридическое лицо), обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры.</font>

<font size="3">4. Заявление заинтересованного лица - письменное или устное обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган за осуществлением административной процедуры.</font>

<font size="3">5. Административное решение - решение уполномоченного органа, принимаемое при рассмотрении заявления заинтересованного лица.</font>

<font size="3">6. Административная жалоба - жалоба на принятое административное решение, подаваемая в административном (внесудебном) порядке.</font>

<font size="3">Статья 2. Сфера действия настоящего Закона</font>

<font size="3">1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур, за исключением:</font>

<font size="3">отношений, регулируемых законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об оперативно-розыскной деятельности;</font>

<font size="3">отношений, регулируемых законодательством об избирательной системе и референдуме, о нормотворческой деятельности, о порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь;</font>

<font size="3">отношений, регулируемых гражданским законодательством, в части договорных и иных обязательств, бюджетным, банковским законодательством, законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;</font>

<font size="3">организации и проведения проверок контролирующими (надзорными) органами (в том числе налоговых проверок);</font>

<font size="3">совершения нотариальных действий;</font>

<font size="3">отношений, связанных с назначением пенсий;</font>

<font size="3">отношений в сфере образования, трудовых и связанных с ними отношений, поступления, прохождения и прекращения государственной и воинской службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;</font>

<font size="3">отношений, связанных с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, их лишением (восстановлением), нострификацией (приравниванием) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, переаттестацией лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах;</font>

<font size="3">отношений, связанных с предоставлением социальных пособий, иных мер социальной поддержки населения в соответствии с решениями областных, Минского городского Советов депутатов, областных, Минского городского исполнительных комитетов;</font>

<font size="3">отношений, связанных с государственными закупками, а также с предоставлением прав, имущества и (или) услуг, осуществляемых посредством проведения конкурсов или аукционов;</font>

<font size="3">отношений, связанных с оказанием по решению Президента Республики Беларусь или уполномоченных им органов, областных, Минского городского Советов депутатов государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставлением гражданам льгот по таможенным платежам и налогам.</font>

<font size="3">2. К отношениям, связанным с рассмотрением заявлений заинтересованных лиц и административных жалоб, законодательство об обращениях граждан и юридических лиц не применяется.</font>

<font size="3">3. Если иное не предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, настоящий Закон не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь либо временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.</font>

<font size="3">Статья 3. Законодательство об административных процедурах</font>

<font size="3">1. Законодательство об административных процедурах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.</font>

<font size="3">2. Законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь определяются:</font>

<font size="3">наименования административных процедур;</font>

<font size="3">уполномоченные органы;</font>

<font size="3">исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур (далее - перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами);</font>

<font size="3">сроки осуществления административных процедур;</font>

<font size="3">сроки действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;</font>

<font size="3">размер платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или порядок ее определения.</font>

<font size="3">Законодательными актами утверждаются перечни административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей). Законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждаются перечни административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.</font>

<font size="3">3. Регулирование вопросов, указанных в абзацах втором-седьмом части первой пункта 2 настоящей статьи, другими нормативными правовыми актами, кроме указанных в абзаце первом части первой пункта 2 настоящей статьи, не допускается.</font>

<font size="3">4. Делегирование Советом Министров Республики Беларусь другим государственным органам, иным государственным организациям полномочий на принятие (издание) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, указанные в абзацах втором-седьмом части первой пункта 2 настоящей статьи, не допускается.</font>

<font size="3">5. При подготовке проектов нормативных правовых актов должна оцениваться обоснованность включения в них норм, содержащих дополнительные административные процедуры или усложняющих уже существующие.</font>

<font size="3">6. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.</font>

<font size="3">Статья 4. Основные принципы осуществления административных процедур</font>

<font size="3">Основными принципами осуществления административных процедур являются:</font>

<font size="3">законность - осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах;</font>

<font size="3">равенство заинтересованных лиц перед законом - при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица - независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения;</font>

<font size="3">приоритет интересов заинтересованных лиц - в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц;</font>

<font size="3">открытость административной процедуры - предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей;</font>

<font size="3">оперативность и доступность административной процедуры - осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры;</font>

<font size="3">заявительный принцип одного окна - обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом;</font>

<font size="3">сотрудничество при осуществлении административных процедур - взаимодействие уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах.</font>

<font size="3">Статья 5. Подведомственность административных процедур</font>

<font size="3">1. Административные процедуры осуществляются уполномоченным органом по месту жительства (месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной) - для граждан или месту нахождения - для юридических лиц, за исключением административных процедур, указанных в части второй настоящего пункта.</font>

<font size="3">Административные процедуры в отношении недвижимого имущества осуществляются уполномоченным органом по месту нахождения недвижимого имущества.</font>

<font size="3">Законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь могут быть определены иные правила подведомственности административных процедур.</font>

<font size="3">2. Законодательством об административных процедурах полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами, могут делегироваться другим государственным органам, иным организациям.</font>

<font size="3">Статья 6. Прием заинтересованных лиц</font>

<font size="3">1. В уполномоченных органах организуется прием заинтересованных лиц.</font>

<font size="3">2. График приема заинтересованных лиц определяется руководителем уполномоченного органа на основе требований настоящего Закона, законодательства о труде, иных актов законодательства с учетом количества и специфики заявлений заинтересованных лиц, осуществляемых административных процедур, иных обстоятельств и должен обеспечивать проведение приема заинтересованных лиц в удобное для них время.</font>

<font size="3">3. Прием заинтересованных лиц в уполномоченном органе осуществляется в порядке очередности. По решению руководителя уполномоченного органа при необходимости осуществляется предварительная запись заинтересованных лиц на такой прием.</font>

<font size="3">4. Запрещается отмена приема заинтересованных лиц по причине временного отсутствия работника уполномоченного органа, осуществляющего такой прием.</font>

<font size="3">Руководитель уполномоченного органа обязан обеспечить своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующего работника уполномоченного органа, осуществляющего прием заинтересованных лиц, другим работником этого органа.</font>

<font size="3">Статья 7. Информирование заинтересованных лиц</font>

<font size="3">1. В уполномоченном органе в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на официальных сайтах уполномоченных органов в глобальной компьютерной сети Интернет (при их наличии) размещается информация, за исключением относящейся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне:</font>

<font size="3">о структуре уполномоченного органа, его руководителе и заместителях руководителя;</font>

<font size="3">о режиме работы уполномоченного органа и графике приема заинтересованных лиц;</font>

<font size="3">о наименованиях административных процедур, осуществляемых уполномоченным органом;</font>

<font size="3">о перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а при необходимости - о порядке их заполнения и представления заинтересованными лицами;</font>

<font size="3">о перечнях самостоятельно запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, не включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;</font>

<font size="3">о сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур, а также о размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, или порядке ее определения;</font>

<font size="3">о местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), должности работника уполномоченного органа, осуществляющего прием заинтересованных лиц;</font>

<font size="3">о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящего по отношению к уполномоченному органу в соответствии с его подчиненностью (подотчетностью) государственного органа, иной организации.</font>

<font size="3">2. На информационных табличках, размещаемых при входе в помещение, в котором проводится прием заинтересованных лиц, либо на рабочем месте или на одежде работника, осуществляющего прием заинтересованных лиц, должна быть размещена информация о занимаемой должности, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) указанного работника.</font>

<font size="3">3. По решению руководителя уполномоченного органа в этом органе могут создаваться справочно-информационные и (или) консультационные службы либо определяться работники, ответственные за справочно-информационное обслуживание или предварительное консультирование заинтересованных лиц.</font>

<font size="3">Статья 8. Представительство в административной процедуре</font>

<font size="3">1. Заинтересованное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами.</font>

<font size="3">Личное участие заинтересованного лица в осуществлении административной процедуры не лишает его права иметь представителей, равно как участие представителей не лишает заинтересованное лицо права на личное участие в осуществлении такой процедуры, если иное не предусмотрено законодательными актами.</font>

<font size="3">2. Представителями заинтересованного лица могут быть граждане, обладающие гражданской дееспособностью в полном объеме, либо юридические лица.</font>

<font size="3">Не могут быть представителями заинтересованного лица работники уполномоченного органа, в который обращается заинтересованное лицо за осуществлением административной процедуры, за исключением работников уполномоченного органа, которые являются законными представителями заинтересованного лица.</font>

<font size="3">3. Представители заинтересованного лица при осуществлении административной процедуры могут совершать действия, право на осуществление которых имеет заинтересованное лицо, в пределах предоставленных им полномочий.</font>

<font size="3">4. Юридическое лицо участвует в административной процедуре через свои органы или своих представителей.</font>

<font size="3">5. Представители заинтересованного лица осуществляют свои полномочия на основании акта законодательства, либо акта уполномоченного на то государственного органа, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.</font>

<font size="3">ГЛАВА 2
КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ
</font>

<font size="3">Статья 9. Компетенция уполномоченных органов</font>

<font size="3">Уполномоченные органы при осуществлении административных процедур:</font>

<font size="3">обеспечивают доброжелательное, вежливое и внимательное отношение работников уполномоченного органа к заинтересованным лицам;</font>

<font size="3">обеспечивают своевременное и надлежащее выполнение функций временно отсутствующих работников уполномоченных органов, осуществляющих прием заинтересованных лиц, другими работниками этих органов;</font>

<font size="3">разъясняют заинтересованным лицам обязанность уполномоченных органов самостоятельно запрашивать документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур, за исключением тех, которые включены в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также права и обязанности заинтересованных лиц;</font>

<font size="3">бесплатно предоставляют заинтересованным лицам предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, и разъясняют порядок их заполнения и представления;</font>

<font size="3">запрашивают от других государственных органов, иных организаций документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур;</font>

<font size="3">предоставляют заинтересованным лицам возможность знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, в том числе с документами и (или) сведениями, полученными этими органами от других государственных органов, иных организаций и необходимыми для осуществления административных процедур, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;</font>

<font size="3">уведомляют заинтересованных лиц о принятых административных решениях;</font>

<font size="3">разъясняют заинтересованным лицам порядок и сроки обжалования принятых административных решений;</font>

<font size="3">осуществляют другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.</font>

<font size="3">Статья 10. Права заинтересованных лиц</font>

<font size="3">Заинтересованные лица имеют право:</font>

<font size="3">обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;</font>

<font size="3">бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;</font>

<font size="3">получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;</font>

<font size="3">принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;</font>

<font size="3">знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;</font>

<font size="3">получать административные решения либо выписки из них;</font>

<font size="3">отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;</font>

<font size="3">обжаловать принятые административные решения;</font>

<font size="3">осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.</font>

<font size="3">Статья 11. Обязанности заинтересованных лиц</font>

<font size="3">Заинтересованные лица обязаны:</font>

<font size="3">вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;</font>

<font size="3">представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором-седьмом пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;</font>

<font size="3">вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;</font>

<font size="3">своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;</font>

<font size="3">выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.</font>

<font size="3">ГЛАВА 3
СРОКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР. ПЛАТА, ВЗИМАЕМАЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
</font>

<font size="3">Статья 12. Сроки при осуществлении административных процедур и порядок их исчисления</font>

<font size="3">1. Сроки при осуществлении административных процедур определяются календарной датой, истечением периода времени, исчисляемого месяцами, неделями или днями, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.</font>

<font size="3">Течение срока, исчисляемого месяцами, неделями или днями, начинается со дня совершения действия или наступления события, которым определено его начало.</font>

<font size="3">Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.</font>

<font size="3">Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.</font>

<font size="3">Если не определено иное, срок, указанный в днях, исчисляется в календарных днях.</font>

<font size="3">Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.</font>

<font size="3">2. Административная процедура осуществляется в срок, определяемый исходя из времени, требуемого для получения и обработки всех документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры.</font>

<font size="3">Срок осуществления административной процедуры не может превышать пятнадцати дней, а в случае направления уполномоченным органом запроса в другие государственные органы, иные организации - одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">В случае направления уполномоченным органом запроса в компетентный орган иностранного государства о представлении документов и (или) сведений, которые необходимы для осуществления административной процедуры и не могут быть получены иным путем, срок осуществления административной процедуры приостанавливается со дня направления запроса до дня получения запрашиваемых документов и (или) сведений. Законодательными актами могут быть предусмотрены иные случаи приостановления сроков осуществления административных процедур.</font>

<font size="3">3. Днем начала осуществления административной процедуры считается день регистрации заявления заинтересованного лица с приложением всех документов и (или) сведений, включенных в перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованным лицом, а также документов, указанных в абзацах втором-седьмом пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов.</font>

<font size="3">Днем окончания осуществления административной процедуры считается день исполнения административного решения, за исключением случая, предусмотренного частью третьей настоящего пункта.</font>

<font size="3">Если для исполнения административного решения необходимо выдать заинтересованному лицу справку или другой документ и заинтересованное лицо не явилось за их получением до истечения установленного срока осуществления административной процедуры, днем окончания осуществления административной процедуры считается день, когда справка или другой документ были подготовлены уполномоченным органом, при условии надлежащего уведомления об этом заинтересованного лица.</font>

<font size="3">Статья 13. Плата, взимаемая при осуществлении административных процедур</font>

<font size="3">1. Платой, взимаемой при осуществлении административных процедур, являются:</font>

<font size="3">сборы (пошлины), уплачиваемые заинтересованными лицами;</font>

<font size="3">плата за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, вносимая заинтересованными лицами уполномоченным органам, другим государственным органам, иным организациям.</font>

<font size="3">2. В случае, если при осуществлении административных процедур взимается плата в виде сбора (пошлины), ее размер указывается в актах законодательства, предусмотренных абзацем первым части первой пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, с учетом установленных налоговым законодательством ставок таких платежей.</font>

<font size="3">3. Размер платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур.</font>

<font size="3">Порядок расчета экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административных процедур, а также порядок возврата платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, определяются Советом Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">РАЗДЕЛ II
РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА
</font>

<font size="3">ГЛАВА 4
ПОДАЧА, ОТКАЗ В ПРИНЯТИИ И ОТЗЫВ ЗАЯВЛЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА
</font>

<font size="3">Статья 14. Заявление заинтересованного лица</font>

<font size="3">1. Заявление заинтересованного лица подается на белорусском или русском языке в письменной форме, за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь допускается обращение с устным заявлением.</font>

<font size="3">2. Письменное заявление заинтересованного лица может быть подано в уполномоченный орган:</font>

<font size="3">в ходе приема заинтересованного лица;</font>

<font size="3">нарочным (курьером), по почте, если в соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется личное присутствие заинтересованного лица;</font>

<font size="3">в виде электронного документа или путем направления на адрес электронной почты уполномоченного органа либо размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет - в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, а также по решению уполномоченного органа, если не требуется личное присутствие заинтересованного лица.</font>

<font size="3">3. Если законодательством об административных процедурах не определены сведения, которые должны содержаться в письменном заявлении заинтересованного лица, в таком заявлении указываются:</font>

<font size="3">наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;</font>

<font size="3">сведения о заинтересованном лице:</font>

<font size="3">фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем;</font>

<font size="3">фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства, учетный номер плательщика, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;</font>

<font size="3">наименование и место нахождения, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - для юридического лица;</font>

<font size="3">наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;</font>

<font size="3">представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии);</font>

<font size="3">сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административных процедур, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства - в случае внесения платы посредством использования такой системы;</font>

<font size="3">подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц), за исключением случаев подачи заинтересованным лицом заявления путем направления на адрес электронной почты уполномоченного органа либо размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет.</font>

<font size="3">4. Законодательством об административных процедурах по отдельным административным процедурам могут быть предусмотрены типовые формы (бланки) заявлений заинтересованных лиц.</font>

<font size="3">Статья 15. Документы и (или) сведения, представляемые вместе с заявлением заинтересованного лица</font>

<font size="3">1. В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом.</font>

<font size="3">В указанные перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, за исключением случаев, когда такие документы и (или) сведения находятся у заинтересованного лица.</font>

<font size="3">Документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, не представляется, если заинтересованным лицом внесена плата, взимаемая при осуществлении административной процедуры, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства.</font>

<font size="3">2. Запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, за исключением документов:</font>

<font size="3">удостоверяющих личность гражданина;</font>

<font size="3">подтверждающих служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющих его личность;</font>

<font size="3">подтверждающих государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;</font>

<font size="3">подтверждающих полномочия представителя заинтересованного лица;</font>

<font size="3">подтверждающих согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно;</font>

<font size="3">подтверждающих внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 настоящей статьи), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.</font>

<font size="3">3. Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах и запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.</font>

<font size="3">4. Заинтересованное лицо при подаче заявления вправе самостоятельно представить документы и (или) сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.</font>

<font size="3">5. Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, не указано, является ли представляемый документ оригиналом либо копией, считается, что подлежит представлению оригинал документа либо его нотариально засвидетельствованная копия.</font>

<font size="3">Если в перечнях документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, указано, что подлежит представлению копия документа, такая копия не требует нотариального или иного удостоверения либо заверения, если законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь не установлено иное.</font>

<font size="3">6. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь.</font>

<font size="3">Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, заверенным нотариально, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах.</font>

<font size="3">Статья 16. Регистрация заявлений заинтересованных лиц. Ведение делопроизводства по заявлениям заинтересованных лиц</font>

<font size="3">1. Заявления заинтересованных лиц подлежат регистрации в день обращения с устным заявлением или подачи письменного заявления заинтересованного лица.</font>

<font size="3">2. Заявления заинтересованных лиц считаются поданными со дня их регистрации.</font>

<font size="3">3. Делопроизводство по заявлениям заинтересованных лиц ведется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">Статья 17. Отказ в принятии заявления заинтересованного лица</font>

<font size="3">1. Уполномоченный орган отказывает в принятии заявления заинтересованного лица:</font>

<font size="3">если не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами (за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 статьи 15 настоящего Закона), а также документы, указанные в абзацах втором-седьмом пункта 2 статьи 15 настоящего Закона, в случае истребования таких документов;</font>

<font size="3">в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.</font>

<font size="3">2. Уполномоченный орган может отказать в принятии письменного заявления заинтересованного лица, если не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления.</font>

<font size="3">3. Уполномоченный орган может отказать в принятии повторного заявления заинтересованного лица, в котором не содержится новых сведений, если в этом органе имеется административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению данного лица.</font>

<font size="3">4. Об отказе в принятии заявления заинтересованного лица уполномоченный орган в трехдневный срок со дня подачи такого заявления принимает административное решение, если иной срок не установлен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">В случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица такому лицу возвращаются представленные вместе с заявлением документы и (или) сведения.</font>

<font size="3">5. Отказ в принятии заявления заинтересованного лица не препятствует повторному обращению с ним в уполномоченный орган после устранения недостатков, явившихся причиной отказа.</font>

<font size="3">6. Если рассмотрение заявления заинтересованного лица не относится к компетенции государственного органа, иной организации, данный государственный орган, иная организация в трехдневный срок со дня подачи такого заявления отказывают в принятии заявления заинтересованного лица с указанием уполномоченного органа либо самостоятельно направляют его в уполномоченный орган с одновременным уведомлением об этом заинтересованного лица.</font>

<font size="3">Статья 18. Отзыв заявления заинтересованного лица</font>

<font size="3">1. Заинтересованное лицо вправе отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры, письменно уведомив об отзыве уполномоченный орган, рассматривающий заявление заинтересованного лица.</font>

<font size="3">2. В случае отзыва заявления уполномоченный орган прекращает его рассмотрение по существу и возвращает заинтересованному лицу оригиналы представленных вместе с заявлением документов и (или) сведений.</font>

<font size="3">ГЛАВА 5
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА
</font>

<font size="3">Статья 19. Единоличное и коллегиальное рассмотрение заявления заинтересованного лица</font>

<font size="3">Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа - коллегиальным составом уполномоченного органа.</font>

<font size="3">Статья 20. Действия работников уполномоченного органа при рассмотрении заявления заинтересованного лица</font>

<font size="3">При рассмотрении заявления заинтересованного лица работниками уполномоченного органа:</font>

<font size="3">изучаются представленные заинтересованным лицом документы и (или) сведения;</font>

<font size="3">осуществляется поиск и анализ документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, имеющихся в уполномоченном органе;</font>

<font size="3">сверяется информация, содержащаяся в представленных заинтересованным лицом документах и (или) сведениях, с информацией, имеющейся в уполномоченном органе;</font>

<font size="3">получаются необходимые сведения из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных;</font>

<font size="3">направляются запросы в другие государственные органы, иные организации;</font>

<font size="3">устанавливается наличие или отсутствие оснований для осуществления административной процедуры;</font>

<font size="3">принимаются при необходимости другие меры для рассмотрения заявления заинтересованного лица.</font>

<font size="3">Статья 21. Формы взаимодействия уполномоченного органа с другими государственными органами, иными организациями при рассмотрении заявления заинтересованного лица</font>

<font size="3">Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, могут быть получены уполномоченным органом посредством направления запросов, получения удаленного доступа к государственным регистрам, реестрам, кадастрам, спискам, каталогам, базам и банкам данных и другими способами.</font>

<font size="3">Статья 22. Запрос</font>

<font size="3">1. Запрос направляется уполномоченным органом в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых относится представление документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры.</font>

<font size="3">2. Запрос должен включать в себя:</font>

<font size="3">наименование уполномоченного органа, направившего запрос, почтовый адрес либо адрес электронный почты, по которому требуется направить запрашиваемые документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры;</font>

<font size="3">регистрационный номер и дату запроса;</font>

<font size="3">наименование государственного органа, иной организации, в которые направляется запрос;</font>

<font size="3">указание на акт законодательства, в соответствии с которым направляется запрос;</font>

<font size="3">сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);</font>

<font size="3">перечень запрашиваемых документов и (или) сведений;</font>

<font size="3">подпись (электронную цифровую подпись) работника уполномоченного органа, направившего запрос;</font>

<font size="3">иные сведения с учетом особенностей запроса и в объеме, необходимом для удовлетворения такого запроса.</font>

<font size="3">3. Если запрашиваемые документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, содержат информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, к запросу должно быть приложено письменное согласие заинтересованного лица на представление указанных в таком запросе документов и (или) сведений.</font>

<font size="3">4. Если законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предусмотрено внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений, то такие документы и (или) сведения запрашиваются уполномоченным органом после представления заинтересованным лицом документа, подтверждающего внесение такой платы, за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 статьи 15 настоящего Закона. Указанный документ прилагается уполномоченным органом к запросу.</font>

<font size="3">5. Запрос должен быть направлен уполномоченным органом в кратчайший срок, но не позднее пяти дней со дня подачи заявления заинтересованного лица.</font>

<font size="3">6. Представление государственным органом, иной организацией документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, на основании запроса осуществляется в семидневный срок со дня получения такого запроса, если иной срок не предусмотрен законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">Статья 23. Отказ в представлении документов и (или) сведений по запросу</font>

<font size="3">1. Государственный орган, иная организация, в которые поступил запрос, отказывают в представлении документов и (или) сведений, если:</font>

<font size="3">представление запрашиваемых документов и (или) сведений не входит в компетенцию этих государственного органа, иной организации;</font>

<font size="3">запрос направлен государственным органом, иной организацией в отношении административной процедуры, осуществление которой не относится к их компетенции;</font>

<font size="3">запрашиваемые документы и (или) сведения содержат информацию, относящуюся к государственным секретам;</font>

<font size="3">к запросу не приложено письменное согласие заинтересованного лица на представление документов и (или) сведений, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне;</font>

<font size="3">к запросу не приложен документ, подтверждающий внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений, - если законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предусмотрена такая плата, за исключением случая, указанного в части третьей пункта 1 статьи 15 настоящего Закона;</font>

<font size="3">представление запрашиваемых документов и (или) сведений невозможно в связи с их отсутствием, полной или частичной утратой.</font>

<font size="3">2. В случае отказа в представлении запрашиваемых документов и (или) сведений государственный орган, иная организация в трехдневный срок со дня получения запроса направляют в уполномоченный орган сообщение с указанием оснований отказа.</font>

<font size="3">ГЛАВА 6
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
</font>

<font size="3">Статья 24. Виды административных решений</font>

<font size="3">При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным органом принимается одно из следующих административных решений:</font>

<font size="3">об отказе в принятии заявления заинтересованного лица;</font>

<font size="3">об осуществлении административной процедуры;</font>

<font size="3">об отказе в осуществлении административной процедуры.</font>

<font size="3">Статья 25. Отказ в осуществлении административной процедуры</font>

<font size="3">Уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:</font>

<font size="3">если отсутствуют предусмотренные законодательством об административных процедурах основания для ее осуществления;</font>

<font size="3">если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;</font>

<font size="3">в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">Статья 26. Форма и содержание административного решения</font>

<font size="3">1. Административное решение об осуществлении административной процедуры или об отказе в осуществлении административной процедуры принимается в письменной форме, в том числе посредством внесения записей в регистры, реестры, протоколы, банки данных, иные документы или информационные ресурсы.</font>

<font size="3">Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица принимается в устной форме, за исключением случаев подачи заинтересованным лицом заявления по почте либо в виде электронного документа, или путем направления на адрес электронной почты уполномоченного органа либо размещения на официальном сайте уполномоченного органа в глобальной компьютерной сети Интернет, или если заинтересованное лицо требует оформить данное решение в письменной форме, а также иных случаев, предусмотренных законодательными актами.</font>

<font size="3">2. Если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах, в административном решении, принятом в письменной форме, должны быть указаны:</font>

<font size="3">дата и регистрационный номер административного решения;</font>

<font size="3">наименование уполномоченного органа, принявшего данное решение;</font>

<font size="3">сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);</font>

<font size="3">содержание принятого административного решения;</font>

<font size="3">правовые основания принятого административного решения, порядок обжалования административного решения - в случае отказа в принятии заявления заинтересованного лица;</font>

<font size="3">правовые основания принятого административного решения, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления заинтересованного лица, порядок обжалования административного решения - в случае отказа в осуществлении административной процедуры;</font>

<font size="3">подпись работника уполномоченного органа, к компетенции которого относится подписание такого решения.</font>

<font size="3">3. К письменной форме административного решения приравниваются справки или другие документы, выдаваемые при осуществлении административных процедур.</font>

<font size="3">Статья 27. Уведомление о принятом административном решении</font>

<font size="3">1. Административное решение, принятое в ходе приема заинтересованного лица в устной форме, подлежит объявлению заинтересованному лицу. В иных случаях административное решение, либо выписка из него, либо извещение о принятом административном решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения либо заинтересованное лицо уведомляется о времени получения справки или другого документа, выдаваемых при осуществлении административной процедуры, при подаче заявления.</font>

<font size="3">2. В случае направления заинтересованному лицу административного решения, либо выписки из него, либо извещения о принятом административном решении по почте, в виде электронного документа заинтересованное лицо считается получившим административное решение либо выписку из него (уведомленным о принятом административном решении) по истечении трех дней со дня направления таких решения, либо выписки из него, либо извещения.</font>

<font size="3">Статья 28. Вступление в силу административного решения. Срок действия административного решения</font>

<font size="3">1. Административное решение вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.</font>

<font size="3">2. Срок действия справки или другого документа, выдаваемых при осуществлении административной процедуры, не может быть менее шести месяцев, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">3. Справка или другой документ, выдаваемые при осуществлении административной процедуры, считаются бессрочными, если срок их действия на момент осуществления административной процедуры не определен и их действие может быть прекращено лишь исполнением или признанием утратившими силу, недействительными, аннулированием либо отменой.</font>

<font size="3">Статья 28<sup>1</sup>. Внесение изменений и (или) дополнений в административное решение. Выдача дубликата административного решения</font>

<font size="3">1. Внесение изменений и (или) дополнений в административное решение по заявлению заинтересованного лица осуществляется бесплатно в десятидневный срок со дня подачи заявления, если иное не определено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">Заинтересованное лицо обязано возвратить ранее выданные при осуществлении административной процедуры справки или другие документы в случае, если одновременно с внесением изменений и (или) дополнений в административное решение требуются изменение и (или) дополнение (выдача новых) справок или других документов.</font>

<font size="3">Заинтересованное лицо освобождается от внесения платы за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, при внесении изменений и (или) дополнений в административное решение в связи с необходимостью устранения ошибок (неточностей) (в том числе в выданных справках или других документах (их дубликатах)), допущенных по вине уполномоченных органов, других государственных органов и иных организаций, если законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь за внесение изменений и (или) дополнений в административное решение предусмотрена такая плата.</font>

<font size="3">2. Выдача дубликата административного решения (в случае, если выдача дубликата допускается законодательством) осуществляется бесплатно в десятидневный срок со дня подачи заявления с приложением пришедшего в негодность оригинала административного решения (при наличии), если иное не определено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.</font>

<font size="3">3. Уведомление о принятии административного решения после внесения в него изменений и (или) дополнений, о выдаче дубликата административного решения осуществляется в порядке, установленном статьей 27 настоящего Закона.</font>

<font size="3">Статья 29. Официальное заверение копий справки или другого документа</font>

<font size="3">1. Уполномоченный орган, выдавший заинтересованному лицу справку или другой документ, обязан по заявлению заинтересованного лица свидетельствовать верность копий этих справки или другого документа, если законодательством не предусмотрена необходимость нотариального свидетельствования верности копий таких справки или другого документа.</font>

<font size="3">2. Свидетельствование верности копий справки или другого документа производится уполномоченным органом в трехдневный срок со дня подачи соответствующего заявления.</font>

<font size="3">РАЗДЕЛ III
ОБЖАЛОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ
</font>

<font size="3">ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ. ПОДАЧА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЫ
</font>

<font size="3">Статья 30. Порядок обжалования административного решения</font>

<font size="3">1. Заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.</font>

<font size="3">2. Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб (далее - орган, рассматривающий жалобу).</font>

<font size="3">3. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.</font>

<font size="3">В случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу, административное решение уполномоченного органа может быть обжаловано непосредственно в суд.</font>

<font size="3">Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.</font>

<font size="3">Статья 31. Срок подачи административной жалобы</font>

<font size="3">1. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.</font>

<font size="3">2. Орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок подачи административной жалобы в случае пропуска такого срока по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.).</font>

<font size="3">Статья 32. Форма и содержание административной жалобы</font>

<font size="3">Административная жалоба подается в письменной форме и в ней должны быть указаны:</font>

<font size="3">наименование органа, рассматривающего жалобу;</font>

<font size="3">сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);</font>

<font size="3">наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое административное решение;</font>

<font size="3">содержание обжалуемого административного решения;</font>

<font size="3">основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным;</font>

<font size="3">требования заинтересованного лица;</font>

<font size="3">представляемые вместе с административной жалобой документы и (или) сведения (при их наличии);</font>

<font size="3">подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать жалобу, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц).</font>

<font size="3">Статья 33. Регистрация административных жалоб</font>

<font size="3">1. Административные жалобы подлежат регистрации в день подачи.</font>

<font size="3">2. Административные жалобы считаются поданными со дня их регистрации.</font>

<font size="3">Статья 34. Оставление административной жалобы без рассмотрения</font>

<font size="3">1. Административная жалоба оставляется без рассмотрения в трехдневный срок со дня ее подачи в случае, если:</font>

<font size="3">рассмотрение административной жалобы не относится к компетенции государственного органа, иной организации;</font>

<font size="3">административная жалоба подана неуполномоченным лицом;</font>

<font size="3">административная жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока.</font>

<font size="3">2. Административная жалоба может быть оставлена без рассмотрения в трехдневный срок со дня ее подачи в случае, если не соблюдены требования к содержанию административной жалобы.</font>

<font size="3">3. В случае оставления административной жалобы без рассмотрения заинтересованному лицу возвращаются представленные вместе с такой жалобой документы и (или) сведения.</font>

<font size="3">4. После устранения недостатков, явившихся причиной оставления административной жалобы без рассмотрения, административная жалоба может быть вновь подана в орган, рассматривающий жалобу.</font>

<font size="3">ГЛАВА 8
РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЫ
</font>

<font size="3">Статья 35. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административной жалобы</font>

<font size="3">Административная жалоба рассматривается единолично работником органа, рассматривающего жалобу, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, - коллегиальным составом такого органа.</font>

<font size="3">Статья 36. Пределы рассмотрения административной жалобы</font>

<font size="3">1. Орган, рассматривающий жалобу, обязан рассмотреть ее с учетом имеющихся и дополнительно представленных документов и (или) сведений.</font>

<font size="3">2. Орган, рассматривающий жалобу, не связан доводами административной жалобы, проверяет законность и обоснованность обжалуемого административного решения в полном объеме.</font>

<font size="3">Статья 37. Срок рассмотрения административной жалобы</font>

<font size="3">Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.</font>

<font size="3">Статья 38. Последствия подачи административной жалобы</font>

<font size="3">Подача административной жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого административного решения.</font>

<font size="3">ГЛАВА 9
РЕШЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЕ
</font>

<font size="3">Статья 39. Виды решений по административной жалобе</font>

<font size="3">При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений:</font>

<font size="3">об оставлении административной жалобы без рассмотрения;</font>

<font size="3">об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения;</font>

<font size="3">об отмене административного решения и принятии нового административного решения;</font>

<font size="3">о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.</font>

<font size="3">Статья 40. Форма и содержание решения по административной жалобе</font>

<font size="3">Решение по административной жалобе принимается в письменной форме, и в нем должны быть указаны:</font>

<font size="3">дата и регистрационный номер решения;</font>

<font size="3">наименование органа, рассматривающего жалобу;</font>

<font size="3">сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) - для граждан; наименование и место нахождения - для юридических лиц);</font>

<font size="3">дата и регистрационный номер обжалуемого административного решения, принятого в письменной форме;</font>

<font size="3">наименование уполномоченного органа, принявшего административное решение;</font>

<font size="3">содержание обжалуемого административного решения;</font>

<font size="3">основания, по которым заинтересованное лицо считает обжалуемое административное решение неправомерным, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении административной жалобы (не указываются в решении об оставлении административной жалобы без рассмотрения);</font>

<font size="3">правовые основания и содержание принятого решения по административной жалобе;</font>

<font size="3">подпись работника органа, рассматривающего жалобу, к компетенции которого относится подписание такого решения.</font>

<font size="3">Статья 41. Отмена административного решения и принятие нового административного решения. Направление административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица</font>

<font size="3">1. Орган, рассматривающий жалобу, отменяет административное решение и принимает новое административное решение в случае, если решение вопроса, изложенного в заявлении заинтересованного лица, относится к компетенции органа, рассматривающего жалобу.</font>

<font size="3">2. Орган, рассматривающий жалобу, направляет административную жалобу в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению в случае, если решение вопроса, изложенного в заявлении заинтересованного лица, относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, решение которого обжалуется.</font>

<font size="3">3. Основаниями для отмены административного решения и принятия нового административного решения, а также для направления административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения являются:</font>

<font size="3">неполное выяснение уполномоченным органом обстоятельств, имеющих значение для осуществления административной процедуры;</font>

<font size="3">несоответствие содержания административного решения материалам, полученным при рассмотрении заявления заинтересованного лица;</font>

<font size="3">нарушение или неправильное применение законодательства при рассмотрении заявления заинтересованного лица.</font>

<font size="3">Статья 42. Уведомление о принятом решении по административной жалобе. Вступление в силу решения по административной жалобе</font>

<font size="3">1. Решение по административной жалобе выдается заинтересованному лицу либо направляется нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа не позднее пяти дней со дня принятия такого решения.</font>

<font size="3">2. Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.</font>

<font size="3">РАЗДЕЛ IV
ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЕ. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
</font>

<font size="3">ГЛАВА 10
ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЕ
</font>

<font size="3">Статья 43. Порядок исполнения административного решения и решения по административной жалобе</font>

<font size="3">1. Вступившие в силу административное решение и решение по административной жалобе обязательны для исполнения.</font>

<font size="3">2. Уполномоченный орган и орган, рассматривающий жалобу, вынесшие соответствующее решение, обязаны обеспечить его исполнение.</font>

<font size="3">3. Исполнение административного решения, решения по административной жалобе может осуществляться посредством выдачи заинтересованному лицу справки или другого документа, производства записи в соответствующем регистре, реестре, протоколе, банке данных, ином документе или информационном ресурсе, а также предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг.</font>

<font size="3">Исполнение таких решений может быть обусловлено совершением заинтересованным лицом определенных действий.</font>

<font size="3">Статья 44. Срок исполнения административного решения и решения по административной жалобе</font>

<font size="3">1. Административное решение подлежит исполнению в пределах срока осуществления административной процедуры.</font>

<font size="3">2. Решение по административной жалобе подлежит исполнению в пятидневный срок со дня вступления в силу, если в самом решении или законодательством об административных процедурах не предусмотрен иной срок его исполнения.</font>

<font size="3">ГЛАВА 11 
КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
</font>

<font size="3">Статья 45. Контроль за осуществлением административных процедур</font>

<font size="3">1. Государственные органы, иные организации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за осуществлением административных процедур.</font>

<font size="3">2. Руководители уполномоченных органов или уполномоченные ими работники регулярно, но не реже одного раза в квартал, анализируют замечания и предложения заинтересованных лиц, касающиеся осуществления административных процедур в уполномоченных органах, в целях оптимизации деятельности этих органов и устранения имеющихся в их работе недостатков.</font>

<font size="3">Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах</font>

<font size="3">За нарушение законодательства об административных процедурах руководители и иные работники уполномоченного органа, других государственных органов и иных организаций несут ответственность в соответствии с законодательными актами.</font>

<font size="3">РАЗДЕЛ V
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
</font>

<font size="3">ГЛАВА 12
МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
</font>

<font size="3">Статья 47. Меры по реализации настоящего Закона</font>

<font size="3">Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:</font>

<font size="3">совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;</font>

<font size="3">привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;</font>

<font size="3">обеспечить пересмотр и признание утратившими силу республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;</font>

<font size="3">принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.</font>

<font size="3">Статья 48. Вступление в силу настоящего Закона</font>

<font size="3">1. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 47, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.</font>

<font size="3">2. Действие настоящего Закона распространяется на осуществление административных процедур по заявлениям заинтересованных лиц, поданным в уполномоченные органы после вступления в силу настоящего Закона.</font>

<font size="3">Административные процедуры по заявлениям заинтересованных лиц, поданным в уполномоченные органы до вступления в силу настоящего Закона, осуществляются по правилам, действовавшим до вступления настоящего Закона в силу.</font>

<colgroup> <col style="text-align: justify;" width="310" /> <col style="text-align: justify;" width="310" /> </colgroup>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="2">Президент Республики Беларусь</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="2">А.Лукашенко</font></font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.