Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
Инструктивно-методическое письмо
- . Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи регламентируется следующими основными документами:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Концепцией непрерывного воспитания детей и молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125;
Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;
Положением о педагогическом совете учреждения дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования от 3 января 2014 г. № 2;
Постановлением Министерства образования от 10 января 2013 г. № 2 “О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи (центров, дворцов)”.
Для анализа деятельности учреждений дополнительного образования рекомендуем использовать критерии и показатели деятельности учреждений дополнительного образования, разработанные Министерством образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by).
В новом учебном году учреждениями дополнительного образования будет продолжена работа по реализации Плана мероприятий по профилактике табакокурения в учреждениях образования на 2011 ‑ 2015 гг., а также Программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 -- 2015 гг.
В учреждениях дополнительного образования необходимо продолжить и целенаправленную работу по формированию у учащихся ответственного и безопасного поведения, соблюдению общественной дисциплины и порядка, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
В целях обновления деятельности учреждений дополнительного образования, а также повышения качества образовательного процесса в названных учреждениях в 2014/2015 учебном году учреждения дополнительного образования должны организовать работу на основе проектного финансирования.
Справочно. Проектное финансирование предполагает финансирование учреждения дополнительного образования из нескольких источников: бюджетные средства, доходы от внебюджетной деятельности и привлечение других средств (гранды, спонсорская помощь и др.).
Для организации деятельности учреждения дополнительного образования на основе проектного финансирования необходимо подготовить соответствующий проект с целью отбора и развития социально значимых направлений, подлежащих финансированию. Проект создается в соответствии с рекомендациями по внедрению проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
В проекте необходимо представить упорядоченную, оптимальную модель деятельности учреждения дополнительного образования, которая будет определять процент объединений по интересам, действующих за счет бюджетных средств (в соответствии с перечнем социально значимых программ объединений по интересам), долю объединений по интересам на платной основе, а также систему поиска и привлечения дополнительных финансовых и других средств, направленных на развитие современных направлений деятельности, совершенствование деятельности учреждения, основанной на запросах детей и их родителей. Должна предусматриваться и возможность осуществления мониторинга.
При составлении проекта важно учесть тот факт, что перечень социально значимых программ объединений по интересам является вариативным, мобильным и постоянно обновляется (http://nchtdm.com, http://eco.unibel.by, http://rctkum.by, http://rcttu.info).
Разработанный проект направляется в областное учреждение дополнительного образования (в областной учебно-методический центр для Минской области и городской для г. Минска) для получения заключения о его целесообразности и актуальности. Проектное финансирование учреждения дополнительного образования утверждается его учредителем.
При подготовке и реализации проектов в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития личности учащихся, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи необходимо учесть следующие условия:
обеспечить деятельность объединений по интересам в численном составе не менее 15 учащихся (за исключением организации индивидуальных занятий, при наличии индивидуальной программы и иных случаях по согласованию с учредителем учреждения дополнительного образования), в сельской местности ‑ на усмотрение местных органов власти, но с наполняемостью объединения по интересам не менее 6 учащихся;
использовать имеющийся резерв учреждений дополнительного образования для привлечения дополнительных финансовых средств;
расширять сеть объединений по интересам, действующих на платной основе;
обеспечить ориентирование проектов на безопасное и перспективное детство;
обеспечить реализацию программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательных областей (по профилям) (http://edu.gov.by);
использовать в работе изданные по результатам республиканских конкурсов программы объединений по интересам различных направлений художественного профиля (музыка, хореография, театр, фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное творчество) (http://nchtdm.com,http://www.nchtdm.com);
продолжить работу по разработке и совершенствованию учебно-программной документации, организовать участие в 2014/2015 учебном году в республиканских конкурсах программ объединений по интересам юных журналистов, лидеров детских и молодежных общественных объединений, волонтерских отрядов (объединений), а также школ раннего развития;
активно использовать заочную (дистанционную) форму обучения, применять информационные ресурсы для организации дистанционного консультирования и обучения учащихся в объединениях по интересам (Для повышения квалификации педагогов по данному направлению в новом учебном году продолжит работу дистанционная школа педагога и методиста учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля, пройдут республиканские научно-методические семинары, в том числе с включением вопросов по знакомству с зарубежным опытом устойчивого развития.);
укреплять материально-техническую базу учреждений дополнительного образования, организовать доступ к комплексной информационной системе регионов и страны для обеспечения возможности интерактивного общения и сетевого взаимодействия;
использовать в работе учебно-методические комплексы и программы объединений по интересам эколого-биологического профиля (http://eco.unibel.by).
Образовательный потенциал учреждений дополнительного образования, направленный на поддержку одаренных детей, формирование лидерских качеств, развитие творчества и социальных компетенций учащихся, позволяет ярко, креативно представить значительные конкурентные преимущества своей деятельности:
многообразие направлений и видов деятельности, объединяющих самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
гибкость, мобильность образовательных программ;
возможность проявления инициативы, активности, индивидуальности и творчества детей и молодежи;
личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению учащихся.
Особенностью деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи является многовекторность задач, решение которых может осуществляться в проектно-аналитическом, методическом и организационно-педагогическом направлениях. Преимущество следует отдавать созданию экспериментальных и инновационных площадок для моделирования и реализации педагогических систем, разработки методологии.
Справочно. Примером эффективного опыта работы может служить реализация инновационного проекта “Внедрение модели образовательного процесса с повышенным уровнем изучения дисциплин в учреждении дополнительного образования детей и молодежи” в Гомельском и Витебском областных дворцах творчества детей и молодежи, Рогачевском районном дворце творчества детей и молодежи. Итоги проекта свидетельствуют, что инновационная деятельность является главным ресурсом обеспечения современного качества образовательного процесса и развития профессионализма и мобильности педагогов.
Рекомендуем активно включиться в мероприятия по реализации республиканских инновационных проектов, которые организованы республиканскими учреждениями дополнительного образования:
«Внедрение модели формирования культуры энерго- и ресурсосбережения учащихся в образовательном процессе» (Республиканский центр экологии и краеведения);
«Формирование инновационно-активной среды учреждения дополнительного образования детей и молодежи как условие повышения качества дополнительного образования» (Национальный центр художественного творчества детей и молодежи);
«Апробация образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи в области робототехники» (Республиканский центр технического творчества).
С целью обновления содержания образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи рекомендуем принять участие в запланированных республиканских методических мероприятиях. (См. приложение.)
Повышению профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования будет содействовать и ознакомление их с материалами профильного научно-методического журнала «Выхаванне і дадатковая адукацыя». Издание предоставляет педагогам информационную, методическую поддержку, пропагандирует лучший педагогический опыт специалистов и учреждений образования, раскрывает актуальные тенденции в осуществлении воспитательной работы. Рекомендуем обеспечить наличие издания в методических кабинетах или библиотеках учреждений образования.
- . Основные направления деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Рекомендуем продолжить участие в конкурсах республиканской акции учащейся молодежи “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”: конкурс социальных проектов “Моя семья – моя гордость” (сентябрь -- декабрь 2014 г.), творческих проектов “Мае землякі – мой гонар” (январь -- август 2015 г.) и др.
В течение всего учебного года необходимо продолжить проведение Звездных походов по местам боевой и партизанской славы, викторин, турниров, смотров, пресс-конференций по истории Победы, циклов праздничных вечеров, конкурсов чтецов, выставок творческих работ на военную тему, просмотров и обсуждений хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных победе в Великой Отечественной войне.
Рекомендуем привлекать учащихся к научной, исследовательской и поисковой работе по изучению героических страниц истории своего региона, малой Родины, боевых и трудовых подвигов земляков, партизанского движения в Беларуси, событий, свидетельствующих о большом вкладе белорусского народа в победу над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
В 2013 г., в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь, объявлена республиканская героико-патриотическая акция учащейся молодежи ”Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны“. В рамках этой инициативы необходимо организовать работу учащихся по сбору документов, вещественных экспонатов непосредственно на местах, где проходили военные события, было развернуто партизанское движение. Данная работа может проводиться во время туристских походов и краеведческих экспедиций, в ходе которых важно предусмотреть изучение активных действий партизанских отрядов и соединений, взаимодействовавших с войсками 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го, 3-го Белорусских фронтов при проведении операции ”Багратион“.
Необходимо организовать работу учащихся и по оформлению экспозиций музеев, пополнению их фондов, подготовке учащихся-экскурсоводов. В каждом учреждении образования должны быть оформлены тематические уголки, отражающие события Великой Отечественной войны. В музеях учреждений образования целесообразно организовывать тематические экспозиции, выставки, посвященные знаменательной дате и событиям военных лет.
Завершится республиканская акция ”Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны“ проведением республиканской декады гражданско-патриотических дел ”Мы в памяти храним героев имена“ в мае 2015 г.
Педагогам дополнительного образования особое внимание необходимо уделять поддержке одаренных учащихся, развитию их научно-исследовательской деятельности. Такие направления, как научно-исследовательские проекты по изучению биоразнообразия, этноэкологии, энергосбережения позволят расширить возможности работы с одаренными учащимися, разнообразить ее формы -- проводить интеллектуальные конкурсы, олимпиады, конференции.
Рекомендуем организовать работу по подготовке детей к участию в XXVI республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ учащихся учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи (февраль 2015 г.). Победителям этого конкурса будет предоставлена возможность принять участие в международной олимпиаде юных исследователей IYIPO (г. Тбилиси, Грузия), международной олимпиаде экологических проектов (г. Джакарта, Индонезия), международной олимпиаде экологических проектов INEPO (г. Стамбул, Турция), международном конкурсе науки и технологий MOSTRATECH (Бразилия), международном конкурсе научных работ USLEEP (г. Хьюстон, США), юниорском водном конкурсе (г. Стокгольм, Швеция).
В деятельности объединений по интересам рекомендуем активно применять материалы, подготовленные в ходе реализации международного школьного проекта энергосбережения ШПИРЭ по использованию интерактивных демонстрационных зон «Энергия. Климат. Образование», «Природные ресурсы и энергия».
Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи – социализация учащихся. Эффективное решение данной задачи позволяет приобщать детей и молодежь к социальной жизни, способствует получению и изменению ими своего социального статуса, социальной роли.
В целях поддержки детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, особое внимание следует уделять реализации программ объединений по интересам социально-педагогического направления, сущность которых заключается в выработке умений противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей социальной среды, пропаганде здорового образа жизни и активного взаимодействия с семьей.
При реализации программ объединений по интересам мероприятия, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащихся и пропаганду здорового образа жизни, должны быть выстроены в продуманную, целесообразную систему, организовываться с использованием разнообразных форм работы (занятия в объединениях по интересам, массовые мероприятия, акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, конкурсы и др.).
Поддержка и развитие детских и молодежных общественных объединений, КВН-движения, интеллектуальных игр является одной из приоритетных сфер деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Она реализуется через совместные проекты, программы, мероприятия, нацеленные на развитие социальной активности учащихся.
Художественное творчество является востребованным направлением в системе дополнительного образования детей и молодежи. Оно ориентировано на удовлетворение разносторонних культурных и духовных потребностей учащихся, поддержку детской и молодежной творческой инициативы.
Активное участие учреждений дополнительного образования детей и молодежи в мероприятиях XXІV Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото “Мельница моды – 2015” будет содействовать формированию у молодежи гражданских и патриотических качеств, повышению профессионализма в области моды, дизайна и производства одежды, текстиля и услуг, необходимых для продуктивной работы белорусской экономики.
В целях популяризации положительного опыта, обеспечения методического сопровождения деятельности педагогов, руководителей творческих объединений в рамках республиканского фестиваля “АРТ-вакацыi” рекомендуем принять участие в комплексе запланированных информационно-творческих и научно-методических мероприятий (http://www.nchtdm.com/).
В работе с молодежью следует учитывать такие объективные факторы, как глобализация, влияние современных масс-медиа, IT-технологий. Данные факторы формируют современное социокультурное пространство и в значительной мере оказывают влияние на ценностные ориентации, структуру коммуникаций и досуговое поведение учащейся и студенческой молодежи.
Учитывая исключительную важность привлечения детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций для решения задач развития реального сектора экономики, обеспечения высокотехнологичной промышленности, науки и предпринимательства квалифицированными кадрами, многократно возрастает роль технического творчества в воспитании подрастающего поколения. Решение данных задач возможно при плодотворном сотрудничестве и обоюдной заинтересованности учреждений образования, науки, производства и бизнеса. Затраты на поддержку и развитие технического творчества детей и молодежи станут долгосрочными инвестициями в будущее развитие кадрового потенциала, а также интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества.
В этой связи учреждениям дополнительного образования необходимо создавать новую базу, внедрять новые образовательные технологии. Сегодня перспективными направлениями являются робототехника, электроника и микропроцессорная техника. Назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники и радиоэлектроники. Заполнить пробел между детскими увлечениями и серьезной вузовской подготовкой позволит изучение робототехники и радиоэлектроники при реализации программы дополнительного образования детей и молодежи на основе специальных образовательных конструкторов.
Справочно. На сегодняшний день в Минске и Новополоцке уже функционируют 8 лабораторий робототехники и радиоэлектроники, где занимаются свыше 500 учеников. Планируется увеличить количество подобных центров и создать все необходимые условия для изучения современных, перспективных и востребованных направлений во всех регионах страны.
Особое внимание следует уделять реализации программ объединений по интересам, связанных с техническим моделированием, энергетикой и электротехникой, информатикой, вычислительной техникой и мультимедийными технологиями, автоматикой, телемеханикой, робототехникой и интеллектуальными системами, радиотехникой и радиоэлектроникой, авиацией, космонавтикой и аэрокосмической техникой, а также с научными исследованиями в области энергосберегающих технологий.
В новом учебном году подготовка и участие в конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» станет наиболее важной задачей в работе объединений по интересам технической направленности учреждений дополнительного образования. Лучшие работы и исследования учащихся в мае 2015 г. будут представлены на конкурсе, который пройдет в Российской Федерации.
Важное место в техническом творчестве учащихся также занимает ежегодный республиканский конкурс научно-технического творчества учащихся «ТехноИнтеллект».
На базе Республиканского центра технического творчества при поддержке Государственной корпорации по атомной энергии ”Росатом“ будет открыт информационный центр атомной отрасли, который должен стать новой площадкой для развития перспективных направлений технического творчества. Основными задачами деятельности информационного центра станут распространение базовых знаний об атомной энергии и ядерных технологиях, создание положительного имиджа атомной отрасли, стимулирование интереса учащихся к профессиям и работе на Белорусской атомной электростанции, активизация познавательной и творческой деятельности, формирование интереса к естественным и техническим наукам у детей и молодежи.
Образовательные экскурсионные программы для учащихся занимают особое место в воспитании гражданственности и патриотизма. В целях упорядочения организации туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, в том числе и зарубежных поездок учащихся, рекомендуем активно использовать возможности учреждений дополнительного образования туристского профиля, располагающих наиболее квалифицированными кадрами, материальной базой и современными методиками использования туризма и краеведения в образовательном процессе. При планировании и организации экскурсионных поездок необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью, комплектование групп осуществлять на основе дифференцированного подхода, учитывая интеллектуальные, физические, психологические, возрастные особенности учащихся. В целях уменьшения финансовых затрат целесообразно практиковать прием организованных групп на условиях взаимного обмена, особенно между учащимися городских и сельских школ.
Необходимо стремиться к тому, чтобы за период обучения каждый учащийся посетил священные для белорусов места: Полоцк, Несвиж, музей истории Великой Отечественной войны в г. Минске, Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс «Хатынь», историко-культурный комплекс «Линия Сталина» и др.
Организация туристско-краеведческой деятельности должна проходить во взаимодействии учреждений образования с учреждениями культуры, спорта и туризма, представителями силовых структур, общественных организаций и объединений.
С целью совершенствования форм и методов патриотического, гражданского, нравственного воспитания и физического развития учащихся, широкого привлечение к занятиям туризмом и краеведением учащейся молодежи в мае 2014/2015 учебного года запланировано проведение Республиканской недели туризма и краеведения.
При проведении туристско-краеведческих мероприятий особое внимание необходимо обратить на обеспечение безопасности учащихся и выполнение инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а).