Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения детей с девиантным поведением

Дата: 22 апреля 2016 в 13:34

ЕСЛИ В КРУЖКЕ ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК

(методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения  детей с девиантным поведением)

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребёнка или взрослого, педагога или учащегося), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Проблема отклоняющегося поведения связана с тем, что  перед подростком стоят достаточно сложные задачи развития (самоутверждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и др.). От того насколько успешно подросток сможет их решить, зависит его психическое самочувствие и поведение.

Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение – это система поступков человека, отклоняющихся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний.

Выделяются четыре типа девиантного поведения:

·                   десоциализированное (плохое отношение с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм);

·                   социализированное (привязанность к своим, однако враждебность к посторонним);

·                   агрессивное (насилие над другими);

·                   неагрессивное (устойчивая ложь, прогулы занятий, побеги из дома, наркомания).

Типичными причинами отклонений в поведении подростков являются:

·                   безнадзорность в семье;

·                   отсутствие единства в требованиях отца и матери;

·                   потакание капризам и прихотям ребёнка;

·                   применение физических мер наказания;

·                   психологическая изоляция в классном коллективе;

·                   отрицательная микросреда;

·                   другие факторы (генетические, социальные, психологические и т. д.).

В семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокое обращение с детьми и стариками. Во многих из них главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. В отдельных семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях.

В ходе организации и проведения учебно-воспитательного процесса особое значение приобретает работа по выявлению подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.

Часто признаком отклонений в поведении является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избежание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости и агрессивности, драчливости, повышенной склонности к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудность в общении дети с двигательной расторможенностью. У некоторых детей появляется повышенная возбудимость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость.

Показателями благополучной для ребёнка обстановки являются:

·                   выраженное удовольствие от общения с близкими людьми;

·                   уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

·                   умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

·                  ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

 

Агрессивный ребёнок

Агрессивность – свойство личности. Целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения прямого или косвенного вреда тому или иному лицу.  

Вспышка ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдается тогда, когда желание ребёнка по какой-то причине не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Если вы вдруг заметили проявления у ребёнка агрессивности, необходимо тщательно проанализировать её причины, выявить трудности, по возможности устранить их, а затем формировать у ребёнка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков алгоритм работы с агрессивными детьми.

Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.

Если источником агрессивности ребёнка являются конфликты, то в этом случае взрослым необходимо не только изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

 

Замкнутый ребёнок

Причины замкнутости ребёнка могут носить разносторонний характер. Замкнутость может возникнуть в результате физической или психологической травмы, являться особенностью темперамента ребёнка.

При общении с замкнутым ребёнком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения – например, разговаривать в присутствии ребёнка с кем-то незнакомым или малознакомым, при этом нужно постараться создать такие условия, в которых ребёнок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держать его за руки или поглаживать по голове.

В процессе постепенного приобщения ребёнка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к общению, совершенствуется речь. Если такой ребенок присутствует в детском коллективе, то он должен стать предметом особого внимания педагога. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя “принятым” детской группой. Можно незаметно включить его в микрогруппу, в которой он займёт позицию “ведомого”, использовать похвалу и поощрение для начальных форм самоутверждения ребёнка как личности.

 

Застенчивый ребёнок

Застенчивость – это особенность индивидуально-типологических особенностей личности.

Застенчивость характерна для очень многих людей – как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространённой причиной осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжёлая болезнь тела.

Быть застенчивым – значит бояться людей, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. С возрастом у ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём “недостатке”. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует своё внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.

Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, так как застенчивые дети могут отреогировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете. По отношению к таким детям требуется особая тактичность педагога.

 

Конфликтный ребёнок

Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт – явление, возникающее в результате столкновений, противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей.

С конфликтным поведением ребёнка можно и нужно бороться. Но в начале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности данного ребёнка.

Если дома, он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе в детском коллективе и от других людей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае педагогу необходимо не только несколько изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми. К каждому случаю конфликта необходим особый подход. Не следует ожидать момента, когда конфликт, по вашему мнению, сам себя исчерпает. Подобное ожидание может иметь серьёзные негативные последствия.

 

Безусловно, стратегии управления конфликтом потребуют от педагога постоянного совершенствования собственной коммуникативной культуры, целенаправленного осваивания технологии ненасильственного общения, в котором особенно нуждаются дети с ярко выраженной нестандартностью.

Педагогу при совершенствовании коммуникативных навыков надо придерживаться следующих психолого-педагогических установок:

1.                Дети с трудными проблемами или трудные дети чрезвычайно чутко реагируют на фальшь, лицемерие, грубость, вот почему так важно быть предельно искренним и корректным в общении с ними, не давать им невыполнимых обещаний, никогда не лгать!

2.                Учитывая обострённую чувствительность детей к восприятию их другими, педагогу дополнительного образования следует постоянно совершенствовать свой экспрессивный репертуар – мимику,  жесты, пантомимику, учиться слышать свою интонацию, следить за доброжелательностью её тональности.

3.                Среди приёмов, корректирующих поведение ребёнка, важно освоить те, которые будут повышать заниженную самооценку детей с отклоняющимся поведением. К таким приёмам относятся авансирование личности, проявление заботы, моральная поддержка и др.

4.                Наказывать провинившегося надо крайне осторожно, руководствуясь правилом – из ряда возможных реакций на проступок выбрать ту, что несёт наименьший заряд насилия. Недопустимо наказывать чувством страха, нежелательно – чувством вины и стыда.

5.                Необходимо научиться прощать и как можно больше любить детей.

Личность подростка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он ещё не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения пока не стали собственными – его поведение часто определяется случайными обстоятельствами.

Большое значения в формировании психологически здоровой личности подростка занимает психокоррекционная работа. Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.

В процессе коррекционной работы у подростка формируется рефлексивное отношение к собственному поведению, которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.

Одной из форм коррекционной работы является групповая, треннинговая работа – это специально организованнные обучающие занятия с элементами активного психологического воздействия на подростка – клубы “Общение”.

Работа в группах ведётся по определённым правилам, которые обсуждаются и принимаются группой:

·                  искренность в общении;

·                  активность участников в работе группы;

·                  конфиденциальность обсуждаемых проблемм;

·                  каждый участник говорит от своего имени;

·                  признание права каждого участника на высказывание своего мнения.

Участники группы набираются добровольно. В её состав входят:

·                  трудные подростки с эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, негативизм, дерзость, мстительность и др.

·                  трудные подростки с эмоциональными нарушениями, с отсутствием моральных норм, отсутствием саморегуляции (импульсивность, расторможенность).

Цели групповых занятий с подростками:

1.                Помощь в осознании себя как личности, своих негативных и позитивных сторон.

2.                Открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, которые человек принимает и ценит в себе, которые дают чувство уверенности.

3.                Формирование позитивного самовоспитания, активной самооценки.

4.                Нахождение способов личностного развития, работа по самосовершенствованию.

5.                Снятие эмоционального напряжения, возбуждения, агрессивности; разрешение внутриличностных конфликтов.

6.                Обучение навыкам релаксации.

7.                Отработка навыков самораскрытия и получения обратной связи.

8.                Принятие других людей, осознание ценности каждого человека.

9.                Развитие умений сотрудничать и сопереживать.

10.            Формирование морально-правовых представлений.

11.            Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

12.            Развитие навыков и умений эффективного общения:

·                  обучение приёмам активного слушания;

·                  умение формулировать свои мысли, аргументировать своё мнение;

·                  умнеие отстаивать свою точку зренмя не оскорбляя других;

·                  обучение способам выражения своих чувств и эмоций, невербального общения;

·                  обучение способам поведения в конфликтных и критических ситуациях;

·                  обучение способам саморегуляции.

Вот наиболее общие характеристики здоровой личности:

·                  изначальное доверие к миру, сохраняющееся при всех жизненных испытаниях, открытость опыту и способность преодолевать трудности на пути к цели;

·                  умение строить глубокие, эмоционально насыщенные и равноправные межличностные взаимоотношения;

·                  определённая внутренняя независимость, автономность, свобода в переживании, самовыражении и смоопределении, не посягающая на права и интересы других людей;

·                  ощущение целостности и единства своей личности.

Конечно, достигнуть такого эталона здоровья способен далеко не каждый, однако он призван быть своеобразным маяком, идеалом для личности в её развитии.

 

Литературные источники

 

1.                Астапович, Л.В. Социальная адаптация подростков / Л.В. Астапович. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 176 с.

2.                Дьяченко, Л.С. Коммуникативная культура воспитателя в общении с детьми / Л.С. Дьяченко, М.В. Макрицкий // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. - № 4 – с. 16-17.

3.                Как работать с «трудным» ребёнком //Пазашкольнае выхаванне. – 2005. - № 12. – с.20-21.

4.                Малыгина, Н. Психологическое здоровье и «трудные»  подростки / Н. Малыгина // Минская школа. – 2004. - № 4. – с. 21-25.

5.                Филатова, Е.Н. Психологическая диагностика и коррекция девиантного поведения подростков / Е.Н. Филатова // Пазашкольнае выхаванне. – 2006. - № 6 – с. 14-16.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.