Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Мониторинг освоения учащимися образовательной программы дополнительного образования

Дата: 28 января 2016 в 14:06

Мониторинг

освоения учащимися образовательной

программы дополнительного образования

 

Мониторинг-постоянное наблюдение за каким-либо процессом, явлением, состоянием с целью выявления  соответствия предполагаемых результатов целям и задачам; в педагогической практики –целенаправленное диагностическое прослеживание образовательного процесса /Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.А.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005.

Мониторинг, как система оценки результатов (эффективности) освоения учащимися программы объединения по интересам, может быть представлен процессом, состоящим из  2-х этапов:

I-ый – разработка системы мониторинга  (его цель и результаты деятельности в  соответствии  с программой объединения по интересам; разработка критериев  достижения цели и результатов освоения программы; подбор диагностических методик; разработка и утверждение программы ( плана) мониторинга;

II-ой – внедрение системы мониторинга; обработка полученных данных; коррекция критериев и показателей освоения учащимися программы объединения по интересам.

Выбор критериев и показателей зависит от  цели, поставленной в программе объединения  (например: создание условий для развития творческого потенциала учащихся средствами декоративно- прикладного творчества; формирование интереса к белорусскому народному творчеству, устойчивому профессиональному интересу и т.п.) В соответствии с этим критерии могут быть следующими:

·                  приобретенные в данной предметной области знания;

·                  приобретенные умения и навыки;

·                  сформированность личностных особенностей (качеств) учащихся для индивидуальной и коллективной работы;

·                  наличие интереса к предмету (виду деятельности), желание продолжить обучение.

В зависимости от целей и задач  мониторинг может  выполнять различные функции: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую.

В образовательном процессе по освоению учащимися программы объединения по интересам важную роль играет обратная связь, т.е. та информация, которая позволяет педагогу определить эффективность процесса, качество и уровень знаний, умений, навыков в предметной области,  развитие познавательных способностей и творческих качеств личности. Она важна и для учащихся, так как позволяет им видеть собственные достижения, получать своевременные рекомендации по затруднениям, реализации творческих заданий, подготовке к контрольным заданиям, аттестации  ( при освоении программы с повышенным уровнем изучения предметной области). По видам диагностика может быть входящей, текущей, итоговой.

·                  диагностика проводится в самые первые дни занятий, ее цель – выявить уровень подготовки учащихся, их интересы, способности, возможности.

·                  диагностика поможет определить степень усвоения учащимися учебного материала (раздела, темы программы).

·                  диагностика проводится для определения предполагаемых результатов по программе, для совершенствования  педагогом программы объединения по интересам, методов и приемов обучения.

Примерный мониторинг освоения учащимися программы объединения по интересам  можно представить в следующей таблице:

 

Критерии мониторинга

Показатели критерия

Методы оценки показателя

Достаточность знаний в предметной области

Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе.

Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе.

Беседа.

Наблюдение.

  •  

Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области…

Степень реализации знаний на практике. Качество продуктивной деятельности.

Умение самостоятельно выполнить работу.

Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество подготовленных творческих работ.

Анализ участия в смотрах, конкурсах, выставках, концертах.

Презентация творческих работ.

Достижения учащихся.

Сформированность личностных качеств

Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе.

Мотивация и практическая деятельность.

Технология коллективно- творческой деятельности. Метод воспитывающих ситуаций/ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п.

  1.  

Наличие интереса к данному виду деятельности

Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном профиле (виде) деятельности, профессиональные предпочтения, выбор.

Журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Наблюдение.

Беседа.

Опрос.

  1.  

 

Данная схема мониторинга позволит даже начинающему педагогу получить объективную картину результативности и качества освоения учащимися образовательной программы. Помимо этого, мониторинг даёт возможность педагогу дополнительного образования провести самоанализ собственной проективной деятельности по разработке программы объединения по интересам, определить тенденции успешности в освоении программы и внести своевременные коррективы.

В настоящее время в педагогической литературе по дополнительному образованию детей и молодежи появилось много рекомендаций, публикаций из опыта работы педагогов дополнительного образования по проведению мониторинга образовательного процесса в объединении по интересам, диагностические материалы.

 

 

Предлагаем воспользоваться литературой:

 

·                  Рекомендации по результатам республиканского мониторинга личностного развития и уровня воспитанности учащихся.  –Выхаванне і дадатковая адукацыя, №10,2012

·                  Добриян Е.В. Социологический анализ влияния клубной деятельности на становление личности. – Пазашкольнае выхаванне, №10,2010

·                  Ильюхина О.Н. Воспитание подростков посредством театральной деятельности.–Дополнительное образование и воспитание, №11,2010

·                  Кадяева С.В. и др. Создание системы мониторинга качества образования в условиях УДОД. –Методист, №10,2010

·                  Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД. –Внешкольник, №3,2008

·                  Метелева Е.Г. О классификации методов воспитания. – Методист, №2,2006

·                  Прохоренко О.Г. Методические основы диагностики …–Пазашкольнае выхаванне, №5,2010

·                  Файзуллина Г.З, Полякова И.В.Некрасова Л.В. Методика оценки воспитанности учащихся. –Методист, №1,2006

·                  Филиппова Н.В. Методика разработки системы мониторинга для дополнительной образовательной программы. –Дополнительное образование и воспитание, №12,2012

·                  Фролова Н.Э. Портфолио как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы в компьютерном классе. –Методист, №2,2007

·                  Целищева М.В. Диагностика временного детского коллектива. –Пазашкольнае выхаванне, №12,2005

·                  Широкова Е.Г. Мониторинг результатов образовательной деятельности по теме «Макраме». –Методист, №2,2013.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.