Мониторинг
освоения учащимися образовательной
программы дополнительного образования
Мониторинг-постоянное наблюдение за каким-либо процессом, явлением, состоянием с целью выявления соответствия предполагаемых результатов целям и задачам; в педагогической практики –целенаправленное диагностическое прослеживание образовательного процесса /Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.А.Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005.
Мониторинг, как система оценки результатов (эффективности) освоения учащимися программы объединения по интересам, может быть представлен процессом, состоящим из 2-х этапов:
I-ый – разработка системы мониторинга (его цель и результаты деятельности в соответствии с программой объединения по интересам; разработка критериев достижения цели и результатов освоения программы; подбор диагностических методик; разработка и утверждение программы ( плана) мониторинга;
II-ой – внедрение системы мониторинга; обработка полученных данных; коррекция критериев и показателей освоения учащимися программы объединения по интересам.
Выбор критериев и показателей зависит от цели, поставленной в программе объединения (например: создание условий для развития творческого потенциала учащихся средствами декоративно- прикладного творчества; формирование интереса к белорусскому народному творчеству, устойчивому профессиональному интересу и т.п.) В соответствии с этим критерии могут быть следующими:
· приобретенные в данной предметной области знания;
· приобретенные умения и навыки;
· сформированность личностных особенностей (качеств) учащихся для индивидуальной и коллективной работы;
· наличие интереса к предмету (виду деятельности), желание продолжить обучение.
В зависимости от целей и задач мониторинг может выполнять различные функции: ориентирующую, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую.
В образовательном процессе по освоению учащимися программы объединения по интересам важную роль играет обратная связь, т.е. та информация, которая позволяет педагогу определить эффективность процесса, качество и уровень знаний, умений, навыков в предметной области, развитие познавательных способностей и творческих качеств личности. Она важна и для учащихся, так как позволяет им видеть собственные достижения, получать своевременные рекомендации по затруднениям, реализации творческих заданий, подготовке к контрольным заданиям, аттестации ( при освоении программы с повышенным уровнем изучения предметной области). По видам диагностика может быть входящей, текущей, итоговой.
· диагностика проводится в самые первые дни занятий, ее цель – выявить уровень подготовки учащихся, их интересы, способности, возможности.
· диагностика поможет определить степень усвоения учащимися учебного материала (раздела, темы программы).
· диагностика проводится для определения предполагаемых результатов по программе, для совершенствования педагогом программы объединения по интересам, методов и приемов обучения.
Примерный мониторинг освоения учащимися программы объединения по интересам можно представить в следующей таблице:
Критерии мониторинга |
Показатели критерия |
Методы оценки показателя |
Достаточность знаний в предметной области |
Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе. Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе. |
Беседа. Наблюдение. |
Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области… |
Степень реализации знаний на практике. Качество продуктивной деятельности. Умение самостоятельно выполнить работу. |
Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количество подготовленных творческих работ. Анализ участия в смотрах, конкурсах, выставках, концертах. Презентация творческих работ. Достижения учащихся. |
Сформированность личностных качеств |
Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе. Мотивация и практическая деятельность. |
Технология коллективно- творческой деятельности. Метод воспитывающих ситуаций/ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п. |
Наличие интереса к данному виду деятельности |
Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном профиле (виде) деятельности, профессиональные предпочтения, выбор. |
Журнал планирования и учета работы объединения по интересам. Наблюдение. Беседа. Опрос. |
Данная схема мониторинга позволит даже начинающему педагогу получить объективную картину результативности и качества освоения учащимися образовательной программы. Помимо этого, мониторинг даёт возможность педагогу дополнительного образования провести самоанализ собственной проективной деятельности по разработке программы объединения по интересам, определить тенденции успешности в освоении программы и внести своевременные коррективы.
В настоящее время в педагогической литературе по дополнительному образованию детей и молодежи появилось много рекомендаций, публикаций из опыта работы педагогов дополнительного образования по проведению мониторинга образовательного процесса в объединении по интересам, диагностические материалы.
Предлагаем воспользоваться литературой:
· Рекомендации по результатам республиканского мониторинга личностного развития и уровня воспитанности учащихся. –Выхаванне і дадатковая адукацыя, №10,2012
· Добриян Е.В. Социологический анализ влияния клубной деятельности на становление личности. – Пазашкольнае выхаванне, №10,2010
· Ильюхина О.Н. Воспитание подростков посредством театральной деятельности.–Дополнительное образование и воспитание, №11,2010
· Кадяева С.В. и др. Создание системы мониторинга качества образования в условиях УДОД. –Методист, №10,2010
· Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД. –Внешкольник, №3,2008
· Метелева Е.Г. О классификации методов воспитания. – Методист, №2,2006
· Прохоренко О.Г. Методические основы диагностики …–Пазашкольнае выхаванне, №5,2010
· Файзуллина Г.З, Полякова И.В.Некрасова Л.В. Методика оценки воспитанности учащихся. –Методист, №1,2006
· Филиппова Н.В. Методика разработки системы мониторинга для дополнительной образовательной программы. –Дополнительное образование и воспитание, №12,2012
· Фролова Н.Э. Портфолио как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы в компьютерном классе. –Методист, №2,2007
· Целищева М.В. Диагностика временного детского коллектива. –Пазашкольнае выхаванне, №12,2005
· Широкова Е.Г. Мониторинг результатов образовательной деятельности по теме «Макраме». –Методист, №2,2013.