Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Павильон «Скарбница»

Дата: 15 марта 2016 в 16:24, Обновлено 25 августа 2016 в 12:33

  Павильон «Скарбница» - это двух этажное  небольшое сооружение в виде миниатюрного средневекового замка, квадратное в плане  с угловатыми цилиндрическими башнями, увенчанными кремальерами, с бойницами и миниатюрными башенками –сигнатурками с шатровыми крышами. Кремальеры изящно опоясаны  аркатурным поясом  с гирьками, а главный фасад завершался  ритмичным выступающим карнизом с кронштейнами и тягами. Боковые фасады и обратный  главному фасад были одинаковыми и грациозно завершались высокими щитами с одноступенчатыми щипцами. Окна «Скарбницы» высокие и узкие, подобные бойницам, прямоугольные на первом этаже и стрельчатые на втором, украшены массивными профилированными сандриками – полотенцами с гирьками. Изящество декоративного оформления дополняется утонченными арками, надоконными бровками, гирьками, контрастирующими с гладкими стенами архитектурных  объемов. Вход выделен развитым порталом, над которым возвышается легкий и ажурный кованый балкон с кронштейнами. Некогда главный фасад украшал  герб «Лелива». Все вместе взятое создавало образ далекой старины ушедшей эпохи.

  Строительство павильона «Скарбница» было начато в конце XVІІ века при Радзивиллах, реконструкция проведена в конце XVІІІ века Франтишеком –Станиславом – Косткой графом Гуттен – Чапским (1730- 1802 гг.) и Вероникой РадзивиллРыбонькой (ум. 1754г.) как летнего павильона (в стиле старо-польской эклектики). В  30-х годах ХІХ века павильон перестроил сын ФрантишекаКароль – Юзефан-Патрицей-ИгнататиейКлеменс - Героним - граф фон Гуттен - Чапский (1778-1836 гг.), придал ему черты оборонительной готики.  Образ этого вида «Скарбницы» можно увидеть на рисунке Н. Орды 1876 года.  Павильон, перестроенный КаролемЧапским, еще сохраняет черты первозданного облика с прямоугольными окнами, мощными лепными кронштейнами балкона и аркатурными поясами со стяжками. При КаролеЧапском были стесаны пилястры на фасадах (ранее фасады членились сдвоенными пилястрами по бокам окон), о чем свидетельствует фрагменты архитектурных элементов под слоем штукатурки  обнаруженных в 2005-2008 годах. В начале 1880-х годов сыном КараляЧапскогоЭмириком –Захарьяшем – Николаем-Северином фон Гуттен-Чапским (1828-1896гг.) была проведена очередная реконструкция дворцового павильона  под коллекцию библиотечных сборов.

  При Эмерике здание «Скарбницы»  приобрело окончательный  облик и чистоту неоготического стиля. Прямоугольные оконные проемы второго этажа были преобразованы в готические стрельчатые арки, появились затейливые мощные лепные наличники-полотенца с сухариками и гирьками как над окнами первого, так и над окнами второго этажа. Аркатурный пояс  с тягами, опоясывающий кремальеры башен, был заменен на более лаконичный со стрельчатыми арками, с гирьками и сухариками. Над окнами второго яруса башен появились циркульные бровки с гирьками.Сигнатурки, венчающие башни, украшенные лепными карнизами, а их окна приобрели бровки с сухариками.

   Герб «Лелива» на ограждении крыши главного фасада и флюгера, установлены Каролем І Чапским, при Эмерике были сохранены и сняты лишь в советское время.Эмерик также заменил балкон с лепными кронштейнами на более легкий, ажурный с коваными кронштейнами и маркизой. Крыльцо у входного портала в здание было прямоугольное в плане на две ступени, облицованное гранитной плиткой черного и белого цветов. Залы павильона имели сдержанные интерьеры. Украшением помещений служили паркетные узорчатые лакированные полы  и сводчатый кессонный потолок первого этажа и кессонный плоский  деревянный потолок второго этажа. Стены зала первого этажа были гладкими, вдоль абриса свода располагались лепные элементы (образ утрачен), дверные  и оконные проемы имели лепное обрамление (сохранились небольшие фрагменты на угловых арках дверей). Зал второго этажа на две трети был обшит деревом со встроенной мебелью (свидетельствуют Антоний Урбанский и Мария Чапская, так же видны следы на стенах от, некогда, примыкавших панелей). Из мебели были настенные полки, специально изготовленные для «Скарбницы» дубовые остекленные шкафы работы местного мастера Пикулика, мягкая мебель в стиле Людовика ХVІІ, книжные (читальные) столики и витринные столики для хранения рукописей.(один из таких столиков сохранился в Кракове во дворце Э.Гуттен-Чапского на втором этаже нумизматического салона). На стенах залов  и башен висели бронзовые бра в золоченых оправах.

  К залу второго этажа вела ажурная спиральная кованая лестница ХVІІІ века. Стены залов были окрашены в светлые охристые тона, а башенные комнаты выбелены.

   В богатейшей библиотеке, расположненой в  “Скарбнице”, насчитывалось более 20 тысяч томов, которые имели экслибрис графского рода Гуттен- Чапских, и редкое собрание древнейших рукописей. Здесь уместно привести пример о ценности рукописей, которые хранились в этом собрании. Книги библиотеки Эмерика Чапского расспологались в специально сделаных для них красивых дубовых застекленных шкафах, работы местного столяра Пикулика. В шкафах были специальные выстовочные ветрины, где демонстрировались особенно ценные книги. Среди них- известная Брестская библия 1563 года, собрание книг Ю.Бергеля из Слуцка, книги из собрания  Залузких (Петербург), книги беларуского поэта В. Каратынского, автографы и рукописи А. Мицкевича, А. Ельского, Я. Тышкевича, С.Мянюшки, Ю. Немцевича, А. Одинца, рукописи А.Кобылинского. Часть этих книг и рукописей до начала первой мировой войны сохранялась в Станьково.

   Говоря о нумезматической коллекции, нельзя не отметить ее значимость, ведь славилась она по всему краю. Здесь были собраны   монеты России, Польши, ВКЛ. Среди особенно  ценных и редких – динар Болеслава Храброго (около 1000 г.), золотой дукат Владислава Лекетки (около 1300 г.). Колекция описана Эмериком Чапским в книге  “Удельные, великокняжеские и царский деньги Древней Руси” (Пб., 1875 г.) и награждена Русским археологическим обществом специально выбитой серебряной медалью, а так же в “Каталоге коллекций польских медалеи и монет” (Петербург; Краков, 1871-1916. Т. 1-5). Однако кроме медалей и монет, в павильоне было много старых рисунков и гравюр. Также известно, что в павильоне хранилась коллекция из 722 карт древнейших земель с конца XV до XІХ веков, коллекция оружия, посуды, скульптуры. Среди них уникальные виды белорусских городов (гравюры Матиса Цунта, Георгия Килияна, выполненные в 1568 и 1580 гг. В Гродно), портреты магнатов (Радзивиллов, Сопег, Огинских,Тышкевичей и др.) и простых людей. На 70 художественных полотнах увековечен Тадеуш Кастюшко, на 16 – Богдан Хмельницкий, на 10- Адам Мицкевич. Интересные рисунки несвижского гравера Г. Маковского, посвященные битве русских и францезких войск 1812 г. при Березине.

   В павильоне  была большая коллекция оружия, посуды (старинный фарфор), тканей, разных предметов декаративно-прикладного искусства, старинная гдальская мебель, древние иконы. Среди них- слуцкие пояса, бокалы из стеклозавода Уречье. Ряд золотых, бронзовых, железных и каменных предметов, взят из курганных раскопок, которые велись в  окресностях Станьково. Музейные колекции дополняло уникальное собрание масонских знаков.

    Во время Великой Отечественной войны павильон был окупирован и разграблен фашистами.

    В 1966 году сдесь был открыт музей М.Казея, но и этот музей до нашего времени не сохранился.

   Следует сказать, что коллекция Э. Чапского делится на две части “европейская” и “славянская”.  Первая часть коллекции  была передана в дар Краковскому национальному музею с условием, что экспонаты не покинут стены  музея, до 1939 года  условие выполнялось. После начала Великой Отечественной войны коллекцию разбросало по различным местам, чтобы увеличить  шансы на то, что хоть что-то да  уцелеет, а затем ее опять вернули на прежнее место. Коллекция же, оставшаяся  в Беларуси, была безвозвратно утрачена в военное и послевоенное время -  что-то сожжено, что-то растащено жителями близлежащих деревень, которые не собираются ничего возвращать. Многое из  разграбленного бесследно уничтожено,  жители деревень рассказывают, как они из бархата которым были переплетены уникальные книги, шили платья куклам или же размачивали книги в воде и  вырезали оттуда красивые картинки. А добротный дубовый стол был порублен на дрова.

    Существует легенда о строительстве павильона «Скарбница». «Раствор для строительства готовили так: загоняли в котлован с известью табун лошадей, они там перегнивали, получался просто «суперклей» для кирпичей». Остается надеяться, что эту легенду придумали местные жители для детей, чтобы те,  в свою очередь, не лазили по аварийному зданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.