Парк – памятник садово-паркового искусства середины ХІХ века.
Парк пейзажного типа сэлементами романтизма, имеет равнинный рельеф. В нем были оранжереи, теплицы и питомники. Ежегодно в конце ХІХ века из его продавалось около 4 тысяч саженцев фруктовых деревьев. Парк занимает площадь (Без озера и фруктового сада) около 15 гектар. Озеро парка созданоискусственно, путем запруды небольшой речки Рапусы, протекающей по южной окраине усадебной территории. С трех сторон обнесенкаменной стеной (сохранились фрагментально).
Основной парковый массив был расположен усадебным домом на пологом склоне прибрежной территории водоема. Парадный партер представляет собойбольшой газон с фонтаном, пересекаемый дорожкой (не сохранился). Его оформление велось долгие годы с использованием экзотических растений. Симметрично дворцу были высажены два ильма голых. Восточную кулису составила группа соснывеймутовой, западную – пихты сибирской.
Редкие экзотические деревья парка рождали легенды, которые были связаны с именем Станьковской графини Альжбеты. Она вместе с мужем создавала усадьбу, парк, занималась хозяйством,увлекалась коллекционированием. Один из садовников свою любовь к графине, согласно легенде, выразил тремя необычными деревьями перед окнами ее покоев- символы веры, надежды и любви. К сожалению, они не сохранились. Одно из них “Надежда” в годы войны сгорело, второе “Вера” вывезли немцы. Третье дерево “Любовь” являлось вышеупомянутым ильном голым. Короткий колонновидный ствол его был увенчан плоской шапкой кроны с экзотически свисающими почти до земли ветвями.Дерево погибло в 1994 году, пораженное болезнью.
Партер незаметно переходил в разнотравно-зеленый луг большой поляны,, занимающий пологий нивелированный склон речной террасы. В прошлом егопокрывали рабатки с розами и сплошные заросли барвинка, образующие во время цветения красочный голубоватый аспект. Луг постепенно расширялся, увеличивая поле обозрения.С двух сторон он окаймлялся древесными массивами сложного состава сравнительно высокой полноты.
Край массивов слегка изрезан, в его строении использованы растения разного габитуса (сосна обыкновенная и липа сердцевидная, лиственница и клен остролистный). Опушки украшались редкими экзотами. Сохранились старейшие, примерно вековые, деревья конского каштана восьмитычинкового, туи западной, пихты сибирской.
Большинство экзотов выпало, но в целом массивы хорошо сохранились, достигнув высокой декоративности: экзотическими стали кроны у сосен, лиственниц; причудливо изгибаются, касаясь земли, боковые ветви огромных лип; на высоту до 30 м поднялись остроконечные вершины пихт.
Нельзя считать удачным современное оформление поляны молодыми линейными посадками липы и тополя китайского, упростившими край массивов и закрывшими вид на них.
Следующий план перспективы от дворца составляют элементы водной системы, сформированной в пойме реки Рапуса, перегороженного платиной. Ручей заливает пониженную пойму, образуя большой водоем. Передний план системы представлен широкими каналами, огибающими два насыпных острова. В окружной канал впадает боковой периферийный. Он прорыт вдоль парка и дренажирует территорию.
Западный остров неправильной формы, размерами (60х100м) и конфигурацией отличается от традиционных, обычно небольших круглых островов в парках Беларуси более раннего времени. В его наиболее приподнятой части построена беседка в виде ротонды. С колоннадой из восьми ярко- белых колонн. Беседка, является памятником садово-парковой архитектуры классицизма. Ее ротондально-колонная форма, часто встречаемая в дворцово- усадебном строительстве как в Беларуси, так и России, и характерный усадебный антураж послужил поводом для съемок здесь одного из фрагментов художественного фильма «Дубровский» который снимался в 30-х годах прошлого века. Беседка, окружена небольшими живописными древесными группами разного состава (дуб и береза, береза и ольха) и является очень выразительной малой архитектурной формой. Подобные ротонды в Беларуси не сохранились.
Второй остров имеет свои особенности. Он, меньше, ровный, в его насаждениях преобладает ольха черная. В центре на высоком постаменте была скульптура Богоматери.
Водная система по-своему индивидуальна, одновременно являясь и составной частью единой парковой композиции, и акцентом дальних перспектив. С окружного водного прогулочного маршрута и с отдаленных видовых точек она просматривается в равной степени хорошо. Архитектурные объекты на островах привлекали также внимание с внешней стороны парка – при движении в усадьбу со стороны деревни. Окраина казалась своеобразной парковой картиной благодаря удачной выразительности акцентов.
Водная система частично восстановлена. Вместо старой деревянной плотины построена бетонная. Пойму ручья занимает водоем, обрамленный камнем, вернувший парку прежнюю выразительность.
Аналогичный прием, но с использованием других средств (декоративных растений) использован при оформлении прилегающей к водоему юго- восточной окраины парка. Парковую картину по опушке образуют экзотические деревья клена серебристого (стволы диаметром до 80 см), растущее в виде мощного куста, подбитого спиреей Бияра и рябинником. Мягкость опушке придают плотные куполообразные вершины ивы ломкой, слегка огибающей угол парка. Вертикаль композиции определяется мощным экземпляром ясеня, нижние ветви которого касаются ивовых макушек.
Дальним акцентом главной южной перспективы являлась находившаяся на противоположном берегу ручья церковь.
Подобно другим поздним пейзажным паркам, в Станьково нет четкой композиционной оси, парковых аллей, определяющий основной путь движения. Здесь хорошо выражены подъездные аллеи (западная и восточная). Около въезда в парк они сливались с боковыми аллеями усадьбы. С западной стороны проходит центральная кленовая аллея, которая была в прошлом частью Екатерининского тракта (теперь главная улица деревни). Перпендикулярно расположена северная аллея. Все вместе они определяли структуру и придавали величие усадьбе, обнесенных с трех сторон, до поймы, глухой каменной оградой.
Ворота восточного входа оформляют въезд в усадьбу со стороны д. Багрицовщины. Небольшое парковое сооружение построенное из кирпича 1880-1890 гг. Его архитектура соответствует общему художественно- стилевому характеру усадебных построек и представлял собой переработку форм средневековой готики. Ворота решены трехпролетной стрельчатой аркадой с повышенной центральной частью, завершенной ступенчатым щипцом. Опоры аркады укреплены готическими контрфорсами. К воротам примыкает домик-караульня, объединенный с аркадой - проездом в единую архитектурную композицию. Караульня – небольшой кубоподобный объем под двухскатной крышей; фасады обработаны плоскими арочными нишами.