Самоанализ занятия
При самоанализе педагог дополнительного образования дает:
- краткую характеристику проведенного занятия;
- оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
- характеристику объема содержания материала;
- оценку качества усвоения детьми учебного материала;
- характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;
- оценку активности учащихся;
- самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).
Педагогу необходимо соотнести поставленные цели с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи, необходимо ответить на вопросы:
- Что нового для развития творческих способностей, памяти детей дало данное занятие?
- Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике группы?
- Адекватна ли была организация деятельности учащихся цели занятия?
- Насколько активны были учащиеся? Сколько раз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?
- Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес учащихся на протяжении всего занятия?
- Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
- Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий?
- Как контролировалась работа детей? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
- Какова психологическая атмосфера занятия?
- Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?
В заключение педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.
Главное в самоанализе – объяснение педагога дополнительного образования, почему на данном занятии он выбрал именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям детей.