Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 42 человека

Свято-Николаевская церковь

Дата: 15 марта 2016 в 16:26, Обновлено 25 августа 2016 в 12:33

    Станьковская церковь была возведена на средства графа Эмерика-Николая фон Гуттен Чапского в 1858 году в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Эта церковь становится осевой доминантой всего архитектурно-паркового комплекса, ведь она грациозно возвышалась надберегом обширного водоема и акцентировала на себе все перспективные и панорамные точки ансамбля. Ее уникальность не ставится под сомнения: изысканность архитектурно-пространственной композиции русско-византийского стиля; подлинно известное авторство Константина Андреевича Тона - архитектора двора Его Императорского Величества, что в Беларуси более нигде не встречается.

   Известно, что ранее здесь также существовала православная каменная церковь, построенная Радзивиллами. Спустя время на ее месте был воздвигнут новый униатский деревянный храм в честь Петра и Павла. А в 1852г. началось строительство нового православного каменного храма графа Эмерика-Захария-Николая-Северина фон Гуттен-Чапского, которое продолжалось шесть лет. Граф пожертвовал 31,5 десятин земли. Церковь была освящена 15(28) августа 1858 года на праздник Успения Пресвятой Богородицы Архиепископом Минской Епархии Михаилом (Голубовичем). За строительство сего храма Государём Императором Александром II ЭмерикуЧапскому была объявлена «...высочайшая благодарность».

   Существует интересное предание, рассказывающее о том, что ещё в XIX веке в Свято-Никольскую церковь можно было попасть по подземному ходу, проходившему под озером, чем, по воспоминанию летописцев, во время освящения церкви и воспользовался граф ЭмерикЧапский. Пройдя по подземному коридору, который сейчас наполовину затоплен, он внезапно для всех появился в храме. После богослужения граф пожертвовал приходу солидную сумму, не забыв наделить деньгами крестьян. Тем самым он старался укрепить отношения с местным православным населением, проживающим на территории его обширного имения.

   В состав Станьковского прихода входили селения: Станьково, Кукшевичи, Коски, Кули, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лаптевичи (Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добринево, Чечино, Павлово, Гороховище и другие.

  В Никольской церкви сохранены полностью сохранены канонические и семантические образы архитектурных элементов, которые в полной мере выражают глубокую философскую традицию православного зодчества. Само же композиционное построение облика храма базируется на основе стиля эпохи классицизма.  Фасады имеют ярко выраженное построение по принципу «золотого сечения». Сечение их на три части рустованными лопатками с подчеркнутыми базами, расставленными по классической схеме интерколумния (расстояние между колоннами), очень напоминает классические портики, завершенные архитравом с фризом, антаблементом и карнизом под классическим двухскатным фронтоном. Это соединение двух разных стилей архитектуры – отличительная особенность тоновской эпохи русского православного зодчества  XIXв. Удивительный синтез совершенно разных эпох и культур, который удалось создать К.А. Тону, как нельзя лучше выражает дух русского православия, дух патриотизма – строгость, парадность, выразительность.

   В основе планировочной структуры Свято-Никольского храма заложена традиционная каноническая основа построения древних византийских крестово-купольных храмов. Основной молельный зал представляет собой куб с подрезанными в плане углами, перекрытый системой сводов и подпружных арок, опирающихся на четыре могучих столбца.

  В Свято-Николаевском храме скосы  имеют не только декоративное, но и важное – акустическое значение. В них размещены большие полукруглые ниши-эдикулы, направленные на угол столбцов. Звуковая волна, попадающая в эдикулы, усиливается, рассекается об углы столбов и равномерно распространяется по всему залу церкви. Такое акустическое решение часто встречается в церковных строениях середины XIX века.  Кроме того, ниши – эдикулы добавляют полезную площадь пола, что увеличивает вместимость храма.

   С западной стороны находится нартексная группа помещений, которая образует половину центрального объема и состоит из квадратного в плане  притвора под сомкнуто-крестовым сводом.  Это прямоугольная иконная лавка и лестничная клетка, ведущая на хоры, звонницу и келью, расположенные на втором ярусе западной части храма.

   В 1936 году Свято-Николаевская церковь была закрыта. Спустя примерно 25 лет  на реке Рапуса прорвало прогнившую деревянную запруду, по причине чего военнослужащими было принято решение снести дворец, две брамы усадьбы, часовню и кирпичную стену, ограждавшую парк. После этого было принято решение уничтожить храм. 

     Работы по возрождению храма были начаты лишь в 1998году.
   В 2006 году было получено Архипасторское благословение Высоко преосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на восстановление Свято-Николаевского храма. 16 октября 2007 года в торжественной обстановке после молебна в южную сторону молельного зала храма был заложен первый кирпич.

     Сейчас церковь действующая.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.