Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? В основе всех хороших манер лежит забота-забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
-
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
- Письма Министерства образования Республики Беларусь
- Приказы Министерства образования Республики Беларусь
- Нормативные документы, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь
- Нормативные документы, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
- Государственные программы
- Нормативные документы, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь
- Директивы, Декреты, Указы Президента Республики Беларусь
- Кодексы, Законы Республики Беларусь
-
- План участия в районных мероприятиях
- План участия в областных и районных мероприятиях
- Учетно – планируемая документация методиста
- ПАМЯТКА по заполнению журнала для педагога дополнительного образования
- Памятка для проведения самоанализа работы педагога дополнительного образования
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ПО ИНТЕРЕСАМ
- Советы по организации открытых занятий
- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь
-
- Как любить своего ребёнка: слова поощрения
- Портрет одаренного ребенка
- Как завоевать авторитет у ребенка
- Полезные книги для родителей
- Как выбрать секцию или кружок для ребенка
- Полезные советы
- Как сделать отношения между родителем и ребенком доверительнее
- Несколько полезных советов, которые могут помочь любому родителю, вне зависимости от того, кем они могут являться.
- 10 полезных советов родителям, как уберечь ребенка от опасности
- Советы для разведенных родителей
-
- 11 правил по мнению Била Гейтса
- Добрые советы. Часть 1
- Цель и самооценка
- О воспитанности. Д. С. Лихачёв
- Как выступать на публике
- Уметь спорить с достоинством. Д. С. Лихачёв
- Человек должен быть интеллигентным
- Человек должен быть интеллигентным
- КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?
- О дурных и хороших влияниях
- Фликер - твоя безопасность
-
- Положение о мероприятиях по реализации социально-педагогического проекта «Долг и память»
- Положение о мероприятиях по реализации социально-педагогического проекта «Долг и память»
- Положение о районной гражданско-патриотической акции «Афганистан – наша боль и память» в рамках социально значимого проекта «Долг и память»
- ПОЛОЖЕНИЕ о районном конкурсе фотографий и видеофильмов, в рамках мероприятий республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» и районного проекта «Быць дзержинцам - гэта гонар!»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведения районного этапа гражданско-патриотической акции «Живая память поколений»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведения районного этапа конкурса «Звездный поход» по местам воинской славы
- ПОЛОЖЕНИЕ о районном смотре-конкурсе туристской и патриотической песни в рамках республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся» и районного проекта «Быць дзяржынцам – гэта гонар!»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведения районного этапа конкурса творческих работ «Родины наследие – моя гордость»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведения районного этапа конкурса семейные летописи «Моя родословная»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведения районного этапа конкурса экскурсионных маршрутов «Узнаем Беларусь вместе»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведения районного этапа конкурса фотографий «Страна моя дорогая»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении первенства Минской области по спортивному скалолазанию среди юношей и девушек 1.
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении соревнований по туристско-прикладному многоборью в технике горно-пешеходного туризма в залах
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении соревнований по туристско-прикладному многоборью в технике горно-пешеходного туризма
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытых республиканских соревнований по спортивному скалолазанию «ВАВY FEST»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого первенства Дзержинского района по спортивному ориентированию
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районного мероприятия «День туриста», посвящённого Международному Дню туризма
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении соревнований «Вязка туристских узлов»
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении первенства Минской области по туристско-прикладному многоборью в спортивных залах
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении первенства Дзержинского района по лыжному ориентированию
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого Кубка Дзержинского района по спортивному ориентированию имени Марата Казея
- ПОЛОЖЕНИЕ о проведении открытого первенства Дзержинского района по спортивному ориентированию "Ориент-шоу 2017"
-
- Методическая разработка по теме «Туристский быт» в помощь учителям, туристским организаторам школ, педагогам дополнительного образования
- Методические рекомендации по теме «Туристско-прикладные многоборья как вид спорта, входящий в систему спортивного туризма в Республике Беларусь»
- Методические рекомендации, определяющие единые подходы к ведению документов, организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
- Самоанализ занятия
- Мониторинг освоения учащимися образовательной программы дополнительного образования
- Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия
- Отчет работы за 200__/ 200__ учебный год
- Нормативно-правовые и методические материалы по вопросам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи
- Рекомендации, определяющие единые подходы к ведению документов, организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
- методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения детей с девиантным поведением
-
- План на осенние каникулы 2015-2016 уч. год
- План на зимние каникулы 2015-2016 уч. год
- ГУДО «Дзержинский районный центр туризма и краеведения» о мероприятиях в рамках Года молодежи
- 2016 - Год культуры
- План работы на весенних каникулах 2015-2016 уч. год
- 2015 - Год Молодежи
- К 70-летию Великой Победы!!
- Материалы за 2015-2016 учебный год
- Расписание занятий объединений по интересам на первое полугодие 2016 – 2017 учебного года
- Расписание занятий объединений по интересам на второе полугодие 2016 – 2017 учебного года
- ПЛАН ПО МЕСЯЦАМ: Шестой день 2016-2017 уч.год
- План работы на осенних каникулах 2016
- План работы на зимних каникулах
- План работы на летних каникулах
- Расписание занятий объединений по интересам по субботам
- Знаменательные даты 2016 года
- План работы по месяцам
- План мероприятия по Неделе "Мы против СПИДа"
- 6 школьный день план на 2016-2017 уч. год
- Цели, задачи, общие сведения
- 21.01. 2017 День краеведа "Мы вместе"
- Поздравление Председателя Президиума НАН Беларуси В.Г. Гусакова с Днем белорусской науки
- В Национальном пресс-центре Республики Беларусь состоялась пресс-конференция, посвящённая Дню белорусской науки
- Объявлен открытый конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансируемых за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда
- Лето - 2017
- 2017 - 2018 учебный год
- План Недели дополнительного образования 2017 - 2018 учебного года
- Дзержинский районный центр туризма и краеведения объявляет набор в объединения по интересам на 2017-2018 учебный год
- Расписание занятий объединений по интересам
- Положения конкурсов
- Календарь событий 2017 - 2018 учебного года
- Мероприятия 2017-2018 учебного года
- Расписание занятий на 2017-2018 учебный год
- Расписание занятий объединений по интересам на первое полугодие 2017 – 2018 учебного год ( по субботам)
- Расписание занятий объединений по интересам на 2017-2018 учебный год на базе центра
- Каникулы 2017-2018 учебного года
- Осенние каникулы
- Зимние каникулы
- Расписание занятий объединений по интересам на 2 полугодие 2017-2018 учебного года
- Расписание занятий объединений по интересам на 2 полугодие по субботам 2017/2018 уч. года
- Расписание занятий объединений по интересам на 2 полугодие на базе центра 2017-2018 учебного года
- Весенние каникулы
- Оздоровление "ЛЕТО 2018"
- 2017 - год науки
-
- О разработке учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
- Дополнительное образование детей и молодежи в 2016/2017 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты
- Перечень социально значимых программ объединений по интересам, рекомендуемых для реализации в объединениях по интересам туристско-краеведческого профиля
- Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (туристско-краеведческого профиля)
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ о "Туризме"
- О борьбе с коррупцией
- Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
- ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
-
- ПЕРЕЧЕНЬ административных процедур, осуществляемых отделом образования, спорта и туризма по заявлениям граждан
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об обращениях граждан и юридических ли"
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об основах административных процедур"
- Указ Президента Республики Беларусь "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан"
- График личного приема граждан руководства управления образования Минского областного исполнительного комитета
- График приема граждан, обращающихся в государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования»
- График приема граждан в Дзержинском районном исполнительном комитете и Дзержинском районном Совете депутатов
- График личного приема граждан по личным вопросам в ГУДО "Дзержинский районный центр туризма и краеведения"
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
О воспитанности. Д. С. Лихачёв
Дата: 8 сентября 2016 в 10:49, Обновлено 8 сентября 2016 в 10:49
Автор:
Курилина Е. А.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.
Телефоны: 80171633295, 80171633285, 80171633324
Email: rctik@schoolnet.by
© 2011 - 2025
ООО "Образовательные системы"